Жили-были в одной деревне бык и осёл. Плохой им попался хозяин: кормил мало, а работать заставлял с утра до ночи.
Не выдержал такой жизни осёл, и однажды подговорил быка сбежать от хозяина в поисках лучшей доли. Дождались они, когда тот двери хлева забыл закрыть, да и убежали в лес.
Повстречалась им на лесной тропе мышь и спрашивает:
— Куда направляетесь, друзья?
— Мы убежали от злого хозяина, идем куда-нибудь подальше, будем пастись на свободе.
— Возьмите меня с собой! — попросила мышь. — Два дня тому назад мой хозяин пустил в дом кошку. Не сегодня-завтра попаду я к ней в лапы и пропаду.
— Ладно, садись на меня, а то мы спешим, — сказал осел.
Он прилег на один бок, и мышь быстро забралась к нему на спину.
— Зачем нам эта маленькая, никчёмная мышь? — возмутился бык.
— Не лень тебе её на себе таскать?
— Нисколько, — ответил осел. — Для дружбы не важно: мал друг ростом или велик.
Через несколько дней путники подошли к подножию горы и увидели поляну, густо заросшую кустам, травой и дикорастущим просо.
— Лучшего пастбища нам не найти! — обрадовался осёл и издал радостный крик.
Но лучше бы он этого не делал! Эхо от ослиного крика разнеслось далеко в горах и достигло стаи волков, рыскавших в поисках пищи.
Вожак стаи велел одному из волков сбегать и узнать, где осёл, и не один ли он?
Волк помчался к подножию горы и увидел одиноко пасущегося на поляне осла. Быка за кустами он не заметил, а мышь — тем более.
Сначала волк хотел сообщить о своей находке вожаку и товарищам, а потом подумал: «Вот ещё! Лучше я сам наемся досыта, я же первый его увидел».
— Пришёл твой последний час, сейчас я тебя съем! — сказал волк, выходя на поляну.
Осёл хоть и испугался, но не подал вида.
— Ничего не поделаешь, — сказал он спокойно. — Только учти: я сбежал от хозяина, потому что он меня плохо кормил, остались кожа да кости. Самое жирное и мягкое мясо у меня у задних ног, вот тут...
Осёл лёг на спину и показал, где у него самое вкусное мясо. Но как только волк приблизился и наклонил голову, осёл крепко зажал задними ногами голову волка.
Он совершенно не знал, что дальше делать, и тут на помощь ему пришла мышь. Она побежала к обидчику своего друга, стала разрывать у него под носом землю и бросать в глаза.
Обезумевший от страха и боли волк дёрнул изо всех сил свою голову и с воем побежал прочь. С перепуга волчья стая убежала так далеко, что потеряла к этой горе дорогу, а трое друзей остались спокойно жить на поляне.
Как говорится, маленький друг, да удаленький. Что бы осёл без мышки делал?
(по мотивам таджикской народной сказки)
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.