Я довольно ярко помню, что мой сознательный путь в Православную Церковь начался после того, как я познакомился с историей древнего православного монашества. В третьем веке по Рождестве Христовом в Египте, который тогда был частью Римской империи, появились люди, которые полностью посвятили себя молитве и служению Богу, и поэтому удалились в африканские пустыни для отшельнической жизни. Помню, как читал об этих подвижниках и думал — а возможно ли повторить такой опыт в наши дни? Возможно ли добровольно ради Бога стать этаким Робинзоном Крузо современности? Только не в результате кораблекрушения, а добровольно?
Ответ на свой вопрос я получил лет через пятнадцать, когда впервые услышал о замечательном человеке, швейцарском отшельнике, которого тогда звали Габриэль Бунге. Габриэль Бунге — удивительный во всех отношениях человек. Его отец принадлежал к Лютеранской церкви, которая еще в 16 веке откололась от Церкви Католической. А мать была католичкой. Католическая церковь, также как и лютеранская, в общении с Православием не состоит. Габриэлю еще в юности пришлось выбирать, кем быть — католиком или лютеранином. Он стал католиком, но при этом живо интересовался православием.
В 22 года Габриэль стал католическим монахом. Восемнадцать лет он прожил в одном французском монастыре, постоянно читая святых отцов Православной и католической церквей. По прошествии этого времени отец Габриэль (его рукоположили в сан священника) решил на практике испытать то, о чем было написано в книгах — как люди, желая посвятить себя Богу, удалялись в глухие места и жили там в абсолютном одиночестве. Так отец Габриэль оказался в Швейцарии, где поселился недалеко от одного католического монастыря и стал жить отшельником.Находясь в полном уединении, он еще активнее стал читать православных святых отцов. Те произведения, которые имелись только на греческом или, в особенности, сирийском языках он вначале читал в оригинале, а затем решил поделиться этим сокровищем со своими соотечественниками. Так благодаря трудам отца Габриэля увидели свет новые переводы творений древних православных авторов.
27 августа 2010 года отец Габриэль предпринял шаг, о котором думал многие годы своей жизни. Он стал православным, приняв имя Гавриил. Отец Гавриил продолжил жизнь монаха-затворника в швейцарских горах недалеко от города Лугано. Но теперь существование его не столь уединенно, как раньше. За советом к отцу Гавриилу потянулись православные христиане, проживающие в Европе. Потому что для многих отец Гавриил — тот человек, который на практике воплощает принципы жизни древнего монашества.
В 2011 отец Гавриил умножил свой духовный подвиг, приняв великую схиму. Великой схимой в Православии называется вид монашеской жизни, когда человек дает Богу обещание усилить жизнь подвижника, еще больше молиться и поститься. Схимники торжественно отказываются занимать в будущем какие-либо должности и вообще претендовать на какое-то почетное положение. Схима это по сути полное отречение от мирской суеты. Отец Гавриил живет сейчас в таком состоянии полного уединения. Молится, ежедневно совершает богослужение, читает и переводит святых отцов и принимает тех людей, которым нужны его советы и поддержка. Вот такое счастье есть у нас с вами знать о существовании человека, который пришел как будто из древности, из числа монахов-подвижников ранних веков христианства.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.