Уютный немецкий городок Ахен – изысканное украшение древней земли «Северный Рейн – Вестфалия». Он одновременно молодой и старый. На узеньких старинных улочках здесь всегда можно увидеть толпы студентов, и это неудивительно – добрая половина зданий в исторической части принадлежит местному университету.
Ахен издавна был знаменит своеобразной архитектурой, термальными источниками и… Святынями, которые были доставлены сюда в восьмом веке, при Карле Великом. Четыре главные реликвии хранятся в Ахенском кафедральном соборе. Это туника, в которую была одета Богородица в Рождественскую ночь; ткань, служившая пеленкой для Новорожденного Иисуса; повязка, прикрывавшая тело Христа во время Распятия; и полотенце, на котором лежала голова Иоанна Крестителя после отсечения.
Одежда Божией Матери выглядит как длинная сорочка светло-желтого цвета с короткими рукавами. Обычно она выставляется для поклонения в развернутом виде в стеклянном, прозрачном со всех сторон шкафу. Не составляет труда убедиться, что туника Богородицы хорошо сохранилась.
Пеленки Христа – отрезок плотной холщовой ткани. В Ахене вам расскажут предание, что это ни что иное, как часть одежды Иосифа Обручника - ему пришлось оторвать рукав, чтобы запеленать Родившегося Младенца.
Святыни хранятся в особом ларце, так называемом реликварии Пресвятой Богородицы. Это сундук шириной 54, длиной 184 и высотой 95 сантиметров. Он изготовлен из дуба, покрыт золотом и серебром, украшен чеканными изображениями Евангельских событий.
В Ахенском кафедральном соборе находятся также два пояса - один из которых принадлежал Христу, а другой – его Матери и веревка, которой Иисус был привязан, когда Его бичевали. По традиции, сложившейся в тринадцатом веке, все святыни спрятаны в закрытой сокровищнице, паломники могут видеть их только раз в семь лет. Для этого организуются особые «ахенские паломничества», последнее из которых состоялось в июне 2007 года. Это значит, что следующий вынос реликвий для поклонения ожидается в 2014 году.
Как правило, поездку в Ахен путешественники стараются совместить с посещением Кёльна, который находится всего в восьмидесяти километрах. Между этими городами отлично налажено сообщение, самый доступный способ передвижения – скоростная электричка. Ахенский собор находится на Мюнстерплатц, совсем близко от железнодорожного вокзала. Там еще рядом, кстати, есть старинная кофейня, в которой пекут знаменитые ахенские печатные пряники. Непременно попробуйте и сравните с нашими, тульскими. Расскажете потом, какие вкуснее.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.