
Фото: Jacob Vizek/Unsplash
Все знают, что когда-то Аляска, самый большой штат в составе США, принадлежал России. Вернее состоял под управлением Русско-американской компании. Аляска находилась под русским протекторатом до 1867 года, когда права на нее были уступлены Соединенным штатам Америки. Несмотря на изменение государственной принадлежности, Аляска по-прежнему несет на себе отпечаток русского прошлого. Это выражается, прежде всего, в наличии большой православной общины.
Первые православные появились на Аляске еще во времена Российской империи благодаря активной деятельности миссионеров. С большим воодушевлением весть о Христе приняли коренные аляскинцы — алеуты и эскимосы. Они и сегодня образуют костяк православной общины Аляски. Православие также приняли индейцы, но в небольшом количестве — миссия в их среде не успела развиться из-за революции 1917 года. В начале двадцатого века Православие на территории Аляски почти исчезло и стало развиваться вновь только в 70-х годах двадцатого века.
Сегодня православная община Аляски составляет тридцать тысяч человек и состоит из американцев, а также коренных аляскинцев: алеутов, эскимосов и индейцев. В плане церковного подчинения она входит в состав Православной Церкви Америки, руководство которой с большой симпатией относится к сохранению самобытности малых народов Северной Америки.
Поэтому если вы приедете на Аляску, то увидите много интересных обычаев, которые отличают православных аляскинцев от прочих православных христиан. Например, местные индейцы, которые приняли Православие, продолжают соблюдать традицию и хоронить умерших родственников не в земляных могилах, а в особых деревянных домиках. Называются эти домики «спирит хаузес», что переводится на русский как «дома духа». Тело покойного помещается в этот домик после отпевания, затем на крыше домика крепится православный крест. Индейцы считают, что душа умершего обитает в «спирит хаус», но войти в него нельзя, чтобы душу не испугать и ее не выпустить. Православные индейцы при этом не спорят с учением Православной Церкви о том, что душа после смерти человека приходит на суд Божий и Господь определяет, где душе пребывать — в Раю или аду. Но им очень хочется, чтобы у умерших родственников было на земле какое-то пристанище, некое подобие дома. Есть у православных аляскинцев и еще одна традиция. На богослужение в местные храмы они любят приносить там-тамы, местную разновидность барабанов, на которых подыгрывают в такт пению. Православные аляскинцы считают, что игра на там-тамах очень украшает богослужение и позволяет им лучше сосредоточиться.
Православная Церковь Америки рассматривает Аляску как регион с большими миссионерскими перспективами, поэтому поддерживает интересные местные проекты. Среди них так называемый «большой дом», как именуют на Аляске особое гостиничное здание, которое строят обычно рядом с православным храмом. В этом здании могут разместиться православные паломники или люди, просто интересующиеся Православием. Обитатели «Большого дома» обязательно посещают богослужение. Кроме того, в течение дня они встречаются с местным священником, читают вместе с ним Библию или просто беседуют о Боге. Также в «большом доме» паломникам читают лекции, знакомя их с православным богословием и богослужением. «Большой дом», как и открытость православных христиан Аляски к добрым обычаям в целом, стали залогом успешного развития Православия в самом большом штате США. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал об особенностях жизни православных аляскинцев.
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица