
Деян., 8 зач., III, 11-16.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Какой внутренней свободой и бесстрашием должен обладать человек, чтобы сказать эти слова обличения! Ведь апостол Петр прекрасно понимал: у него нет никаких гарантий, что толпа, изумлённая чудом исцеления хромого, не разорвёт его в клочья за этот прямой укор: да, да, это вы предпочли убедить Пилата отпустить настоящего преступника — а ни в чём невиновного Иисуса убить! Но вот, вы Его убили — а Бог — Которого вы называете своим Господом, Богом отцов Авраама, Исаака и Иакова — воскресил Его из мёртвых! И теперь одно Его имя совершает невероятные чудеса! С нашей сегодняшней точки зрения подобная речь — провокативна и совершенно неполиткорректна. Но — для самого апостола Петра — единственно верна: ведь его цель — помочь осознать своему народу грех богоубийства — и привести их к вере в Иисуса Христа.
Как удивительно то самое настоящее перерождение, которое произошло с Петром! Ведь совсем недавно он, испуганный и растерянный, ничего не понимающий, что происходит, тайком прячется во дворе первосвященника — и трижды, с клятвой, при малейшем подозрении отрекается от своего Друга и Учителя! А тут — перед огромной толпой — он уже ничего не боится! Перед нами — показательный пример того, как действует благодать Святого Духа, когда она приходит и просвещает изнутри всего человека.
Многие из нас знают, насколько может мешать для нормальной жизни страх. Кто-то просто с этим смиряется, думая, что с этим уже ничего не поделать. Кто-то идёт к психологу и длительно прорабатывает на сеансах глубинные причины страха, постепенно вытаскивая эту занозу из души. Но есть и другой, не менее эффективный способ: полюбить Бога и почувствовать Его близость в своём сердце. Когда реальность действия силы Святого Духа становится очевидным для человека, тем самым искореняются самые истоки любых тревог и опасений.
Но взаимодействию с Богом надо учиться не меньше, чем игре на сложном музыкальном инструменте. Также, как и ученик постепенно становится глубже, внимательнее, утончённее — и начинает различать тонкие градации звуков — которые раньше вообще не слышал — также и душа, живя по евангельским заповедям, обретает всё более выраженный духовный слух — и начинает понимать, что именно в данный момент жизни помогает открыться для действия Святого Духа!
Пусть же бесстрашие апостола Петра будет добрым примером и для нас в преодолении верой любых беспокойств и тревог!
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема