
Деян., 7 зач., III, 1-8.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Не может не восхищать та сила действия Духа, которая проявилась в апостолах после Пятидесятницы! Как из простых, боязливых рыбаков они стали «власть имеющими» — только не земную, житейскую, а духовную! Но здесь мне бы хотелось затронуть один вопрос, над которым мы редко задумываемся.
Говоря о «духовной власти», иногда кажется, что суть этой власти ничем не отличается от «мирской», но только здесь — иные «инструменты». Если в «мирской» власти — это принуждение, право и авторитет, то в «духовной» — это послушание, каноны и иерархия. Да, при внешнем, поверхностном взгляде так и может показаться. Однако сегодняшняя история с исцелением хромого заставляет нас посмотреть глубже.
Какой силой Петр совершает исцеление? Силой своего ума? Своих тайных знаний? Или благодаря магическим действиям? Или совершать исцеления — это у него теперь просто работа такая? Ничего подобного! Он всего лишь говорит: во имя Иисуса Христа — встань и ходи! И тут же инвалид с детства — встаёт и начинает ходить и даже скакать от радости! Вот это да — духовная власть во всей красоте!
Вопрос: где здесь послушание, каноны и иерархия? Только одно: сила действия Святого Духа, исцеляющего всякую немощь и восполняющего всякую потребность. И от апостола здесь требуется нечто совсем иное, чем просто быть врачом или целителем. Чтобы моя мысль была понятней, приведу пример.
Власть учителя в музыкальной школе обусловлена вовсе не его дипломом, местом в штатном расписании и выслугой лет. Когда ученик никак не может разобрать произведение — от того, что учитель «со всей властью, ему данной», ударит по клавиатуре пианино кулаком — пьеса понятнее не станет. А вот если он ещё и сам не сможет её сыграть — тогда его надо гнать в шею из школы. Потому что он профнепригоден.
В Церкви духовная власть напрямую связана со святостью. Причем святость в Церкви — это совсем не то же самое, что и «финансовая состоятельность» чиновника: благодать Святого Духа, в отличие от денег, невозможно «накопить». Живое действие Живого Бога — это не мёртвая «разность электрических потенциалов», которую можно спрятать в батарейку или аккумулятор, чтобы положить в карман и потом распоряжаться энергией как заблагорассудится. Бог «упаковке» и «аккумулированию» не поддаётся — но там, где Он на самом деле действует — Он действует Сам.
Вот мы и подошли к ответу. Основание духовной власти — только одно: наличие утончённого духовного слуха у человека, чтобы вовремя понять, что именно хочет в конкретной ситуации Господь — вот почему апостол сначала так пристально вглядывается в хромого: он прислушивается, а хочет ли Бог в данный момент его, Петровыми руками, совершить исцеление? И второе условие духовной власти — самоотвержение, готовность слушаться Бога даже тогда, когда это тебе лично — совершенно невыгодно, неприятно и даже неинтересно! Только в этом случае человек, имеющий «духовную власть», на самом деле — а не только в своём воображении — может стать реальным проводником действия Бога в этом мире!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер