
Фото: Piqsels
В доме священника Русской дипломатической миссии, протоиерея Стефана Сабинина, ожидали гостя. День выдался пасмурным, поэтому хозяин приказал развести огонь в камине и зажечь в гостиной большую люстру. Он и его семья жили в Веймаре уже восьмой год, но привыкнуть к прохладному, дождливому немецкому лету всё никак не могли.
Но вот прозвенел колокольчик, и в комнате появился, отряхивая капли дождя с чёрной крылатки — широкой шёлковой накидки — сам автор «Миргорода» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — Николай Васильевич Гоголь! Он был в Веймаре проездом, и заехал, чтобы познакомиться с отцом Стефаном и поговорить с ним о своих духовных исканиях.
— Я слышал, что Ваша дочь — чудесная пианистка, — обратился Гоголь к отцу Стефану в разгар чаепития, — Не соблаговолит ли она сыграть что-нибудь для нас?
Из-за стола поднялась юная, худощавая девушка. Её звали Марфой. Недавно ей исполнилось четырнадцать; она действительно была одной из лучших воспитанниц композитора Ференца Листа, и уже снискала своим талантом известность среди европейских поклонников музыки.
— Что господину Гоголю будет угодно услышать? — спросила Марфа, поклонившись.
— Шопена, если изволите… — задумчиво ответил писатель.
Прекрасные звуки наполнили комнату. Гоголь слушал, затаив дыхание…
Эту единственную встречу с великим русским писателем Марфа Степановна Сабинина, основательница Российского Красного Креста и выдающаяся благотворительница своего времени, будет вспоминать как одно из самых значимых событий в своей жизни.
Другое событие, последовавшее через несколько лет после визита Гоголя, и вовсе изменило жизнь Марфы Степановны: императрица Мария Александровна предложила Сабининой стать преподавательницей музыки для её детей: великого князя Сергея Александровича и великой княжны Марии. Марфа Степановна приняла предложение, и в 1860-м году выехала в Россию.
При дворе Сабинина близко подружилась с баронессой Марией Фредерикс. Баронесса, славившаяся своей филантропией, «заразила» Марфу идеей совершать добрые дела на благо людей. Вместе подруги посещали больницы и солдатские лазареты. Именно тогда Сабининой пришла в голову мысль основать в России Отделение Международного Красного Креста — в то время наша страна была единственной в Европе, где такой организации не существовало. Суть идеи была в объединении благотворительных движений сестёр милосердия в одно общество — это позволило бы вести более широкую деятельность. Императрица горячо поддержала Марфу Степановну, и лично сделала первое пожертвование в пользу Российского Общества попечения о раненых и больных воинах, а Марфу Сабинину назначила его председателем.
В Ялте, куда Сабинина уехала после окончания службы при дворе, она взялась за организацию общины сестёр милосердия. Вскоре созданная ею система показала себя в деле. Началась сербско-турецкая война. В июле 1876 года Марфа Степановна вместе с группой крымских сестёр поехала в Белград для оказания помощи раненым. А через год отправилась в Румынию — руководить санитарными поездами. Там еще долго вспоминали русскую сестру милосердия, сумевшую виртуозно организовать перевозку раненых по Дунаю, превратив грузовые баржи в настоящие плавучие лазареты со всем необходимым оборудованием.
Отличилась крымская община и в 1877 году, во время Русско-Турецкой войны. Женщины бесстрашно эвакуировали раненных прямо с поля боя. Самоотверженные сёстры были удостоены государственных наград. А в Петербурге императрица попросила Сабинину взяться за устройство барачного лазарета по примеру тех, что существуют в Европе. Но заявила: «У меня нет на то ни денег, ни доктора, который бы мог помочь Вам; устройте сами». Марфа Степановна, с помощью своей верной подруги и единомышленницы Марии Фредерикс, сумела найти и средства, и персонал.
Вернувшись в Крым, Сабинина занялась строительством храма и бесплатной больницы при нём. Крымчане остро нуждались и в том, и в другом. Ей активно помогала Мария Фредерикс, а также мать и сёстры, которые, будучи прекрасными художницами, расписали своды и иконостас церкви.
Последние годы жизни Марфа Сабинина провела в Ялте, где и скончалась в январе 1892 года. А запущенный ею удивительный механизм под названием «Российское общество Красного Креста» исправно действует и по сей день.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема