Древние римляне сильно и бесстыдно любили насилие - кровь, кишки, момент, когда жизнь покидает человеческое тело. Гладиаторские бои, первоначально заимствованные от этрусков, сперва носили ритуальный характер, но через некоторое время превратились в любимое развлечение толп по всему римскому миру. “Хлеба и зрелищ” - лозунг римской черни, которая требовала бесплатных раздач зерна, во-первых, и кровавых представлений - во вторых. На сценах римских амфитеатров люди убивали друг друга, хищных животных, преступники, приговоренные к смерти, отправлялись в пасти львам. Среди жертв были и христиане - мученики, которые должны были умереть для развлечения толпы.
Игры пользовались огромной популярностью - даже после того, как Империя стала христианской, они изчезли не сразу. В самом начале пятого века Монах Телемах бросился на арену, чтобы разнять сражающихся, и был растерзан толпой. Император Гонорий, впечатленный его подвигом, наконец окончательно запретил гладиаторские игры.
С тех пор гладиаторские игры остались разве что в голливудских фильмах о мрачном будущем. Но сюжет этот довольно популярен - не только древние римляне любят насилие и кровь, просто в христианской цивилизации демонстрировать это не принято. Профессиональный спорт - бокс, например, - предполагает правила, которые должны свести вероятность смерти или увечий к минимуму. Да и дерутся теперь не рабы, а лишь те, кто сам принял решение рисковать здоровьем и жизнью.
Но это жуткое желание посмотреть, как люди будут друг друга бить - легко вылезает на поверхность. Когда двое подростков готовы подраться, очень часто среди их сверстников находится достаточно тех, кто будет подзуживать - “а вот и не подеретесь! а вот и струсите!” - и жадно смотреть, как кому-нибудь разобьют лицо и потечет кровь.
Желание поразвлечься, наблюдая конфликт, и стремление его как-то подогреть, увы, очень обычное дело и в интернете. Да, до физических увечий тут далеко. Но вот разрушенные отношения, разорванные старые дружбы, опороченные репутации - это все наверняка присутствует. Участники осыпают друг друга язвительными оскорблениями, выдвигают дикие обвинения, вываливают даже не сор из избы, а прямо на ходу сочиняемые сплетни - а зрители, как говорят в интернете, “запасаются попкорном”. С удовольствием все это наблюдают, дают ссылки, комментируют для публики.
Это бывает и в христианской среде; и давайте прямо скажем, что это - душеубийственный грех. Злоба, ненависть, осуждение и клевета летят со всех сторон, никто не ищет поднять оступившегося брата, но все рады его затоптать, как сказал классик, “вылетают выражения самые нецеремонные”.
Что же делать? Иногда ничего сделать нельзя. Остается со скорбью слышать звон разбиваемой посуды и крики скандалистов. Участники слишком увлеклись процессом, чтобы что-то услышать. Все, что можно сделать - это не принимать участия. Пускай хотя бы моего крика во всей этой какафонии не будет. Будем просто усердно молиться - это уже много.
Московский Страстной монастырь, устроенный на месте встречи Страстной иконы Божией Матери
Страстную икону Божией Матери от других отличает выразительная особенность. Над Пречистой Девой по правую и левую стороны изображены два ангела. Они держат в руках орудия Страстей Господних — то есть, предметы, связанные со страданиями Христа в момент казни. Это Крест, на котором Спаситель был распят, копьё, пронзившее Его рёбра, губка, смоченная в уксусе — её подносили к губам умирающего Иисуса. Богомладенец на Страстной иконе с трепетом взирает на символы грядущих мучений. Он обеими руками держится за руку Матери, а Она с любовью и состраданием склонилась над Сыном.
Впервые образ Богородицы с изображением орудий Страстей Христовых написал в пятнадцатом веке греческий иконописец Андреос Рицос. В России Страстной образ стал особо почитаем в семнадцатом столетии, после чудесного случая на Нижегородчине. Жительница села Палицы, расположенного в тех краях, исцелилась от беснования по молитвам Богородице перед Страстной иконой. Слава о чуде распространилась по всей Руси. Царь Михаил Романов решил, что реликвия должна храниться в главном городе государства. Он повелел перенести святыню в Москву. В августе 1641 года жители столицы торжественно встретили чудотворную икону у Тверских ворот. Спустя пять лет на этом месте построили церковь. При храме был основан Страстной девичий монастырь.
В 1778 году в обители случился пожар. Полностью сгорели несколько келий и храм, в котором хранилась чудотворная Страстная икона. Однако сам образ Божией Матери остался невредимым. Ещё одно испытание постигло Страстной монастырь во время Отечественной войны 1812 года. В сестринских корпусах разместились солдаты Наполеона. Захватчики разграбили обитель. Они препятствовали совершению православных богослужений. Но чтимую Страстную икону Богородицы монахиням удалось уберечь. Именно перед ней был отслужен первый благодарственный молебен, когда интервенты покинули Москву.
Страстной монастырь восставал из пепла после бедствий в восемнадцатом и девятнадцатом веках. В вихре революции в двадцатом столетии обитель не устояла. Безбожники устроили в её стенах сначала военный комиссариат, затем общежитие. А потом и вовсе уничтожили все постройки до единой. Сейчас лишь название Страстного бульвара напоминает о существовании монастыря.
А вот чудотворная икона Богородицы, некогда перенесённая в Москву из нижегородского села, сохранилась доныне. Помолиться перед ней можно в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Под землёй. Наталья Разувакина
Получив известие, что сын демобилизован из армии, я решила не дожидаться его дома, а сама встретить у ворот воинской части. Благо, это недалеко: из Переславля-Залесского до Москвы два часа на автобусе, затем через всю Москву на метро, и — на другом уже автобусе — до посёлка, где располагается часть. Встреча была намечена на вечер, возвращение домой — уже вдвоём — предполагалось ночью.
И вот, подъезжая к Москве, я получаю сообщение от сына: оказывается, покинуть воинскую часть он сможет только наутро. Значит, мне нужно где-то заночевать. Смотрю по интернету наличие мест в единственной поселковой гостинице. Их нет. Остается одно: провести ночь в Москве.
Тревожить друзей и родственников внезапным появлением мне не хочется. К тому же чувствую, что нет у меня душевных сил для общения, вся нацелена на предстоящую встречу, лучше уж побыть эту ночь одной.
Я быстро нахожу мини-отель в центре города, где только что освободился номер — кто-то по телефону снял бронь. Выбора нет. Мне предстоит уснуть в крохотной комнате. Она напоминает каюту корабля и расположена «на минус первом этаже», а попросту — в подвале, на глубине двух лестничных пролётов. Здесь не выпрямиться во весь рост, возможно лишь растянуться на койке, что занимает почти всю площадь комнаты.
Душновато. Но главное — меня вдруг обуял иррациональный страх из-за того, что нахожусь под землёй. Стараясь не поддаваться эмоциям, пытаюсь убедить себя: бояться нечего. В Москве давным-давно не было землетрясений. И вообще — нужно лишь уснуть и проснуться. Ночь пройдёт быстро.
Но страх не уходит, его логикой не возьмёшь. И что же делать? В панике бежать куда-то на вокзал, в зал ожидания? Ну уж нет. Я решаю просто не обращать внимания на свой страх. Отделиться от него и делать что должно.
А должно — умыться на ночь и почитать псалмы, как обычно. Помолиться Господу, Богородице, ангелу-хранителю и святым.
Устраиваюсь на коечке, достаю из рюкзака маленькие иконы... И постепенно моя, как сейчас говорят, локация, то есть, место пребывания перестаёт довлеть, делать погоду в моей душе. Отодвинутый за пределы сознательного внимания страх исчезает, будто его и не было. И приходит явственное ощущение: Господь не просто в курсе — Он рядом, Он здесь. А с Ним — хорошо, спокойно и радостно.
Уже засыпая в полной темноте на неудобной подушке, я вспоминаю о своём страхе перед гипотетическим разрушением здания и понимаю, что мне уже не столь важно, окажусь я под завалами или нет. Ведь главное — до конца оставаться со Христом.
И ещё понимаю, что не будет тут никаких землетрясений. Мне сопутствует ангел-хранитель, я же прошу его об этом всегда. И не зря, будто специально для меня освободилась именно эта подземная комнатка. Случайностей не бывает, зачем-то эта ситуация понадобилась Господу... Может быть — в качестве упражнения для меня, а может быть — это был маленький экзамен.
Размышлять дальше я уже не смогла: провалилась в глубокий и спокойный сон.
А утром отправилась дальше, на встречу к сыну — спокойная и уверенная, что всё будет хорошо, непременно, всё сложится самым наилучшим образом. Ведь самое главное — не забывать про Бога и всегда изо всех сил стараться быть — с Ним.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Владлен Давыдов и Маргарита Анастасьева
Москвичка Рита Анастасьева торопливо шагала по Садовому кольцу. Улицы были тёмными — в октябре вечерело рано, а фонари не работали — город опасался воздушных налётов. Шёл военный 1943-й год. Проходя мимо тумбы с объявлениями, Рита невольно обратила внимание на ярко белевший в сумерках листок. Остановилась, прочла: «Школа-студия при Московском художественном театре имени Чехова объявляет первый набор студентов». Сердце девушки забилось — ведь она всегда мечтала стать актрисой!
На следующий же день Маргарита подала документы. И вот — экзамены. Из тысячи претендентов после вступительных испытаний отобрали всего восемнадцать человек. Рита была среди них! Знакомясь с одногруппниками, девушка отметила высокого симпатичного парня с тонкими чертами лица и выразительными глазами. Его звали Владлен Давыдов. Он тоже с детства был увлечён театром и мальчишкой даже переписывался с известным актёром и режиссёром Ильёй Судаковым. Женская половина сразу же провозгласила Давыдова первым красавцем курса. При встрече с ним девушки не скрывали восхищённых взглядов. Все, кроме Риты. Ей тоже очень нравился этот видный парень. Но она стеснялась открыто проявлять свою симпатию. И, в отличие от подруг, нарочно старалась избегать встреч с Владленом. Но как это сделать, если слушаешь лекции в одной аудитории, а преподаватель по актёрскому мастерству, будто специально, во время этюдов ставит Маргариту в пару с Давыдовым? Девушка и не подозревала, что происходит это по просьбе самого Владлена. Молодой человек с первого учебного дня обратил на Риту внимание. И сразу полюбил.
Однажды после лекций Давыдов подошёл к Маргарите и предложил погулять по городу. Рита вспыхнула от смущения и неожиданности. Но на прогулку всё-таки пошла. Московский воздух пах зимней свежестью. Лёгкий январский мороз кусал за щёки.
Но Рите и Владлену было необыкновенно тепло вместе. Они говорили о театре, об актёрском призвании. А когда прощались на трамвайной остановке, Владлен вдруг взял Маргариту за руку и признался девушке в любви. Рита, с трудом поборов стеснение, ответила: «Я тоже тебя люблю».
Они поженились после выпуска — летом 1945-го. Это был тройной праздник: Победа в войне, защита дипломов и — начало семейной жизни. И пусть начиналась она в крохотной комнатке, где с трудом помещались тахта и шкаф, никакие материальные трудности не могли омрачить счастье молодых супругов. Оба играли на сцене МХАТа, и почти всегда были вместе: на сцене и дома. «Мы радовались каждому совместно прожитому дню», — вспоминала Маргарита Викторовна Анастасьева.
В 1949 году Владлена пригласили на главную роль в картину режиссёра Григория Александрова «Встреча на Эльбе». После выхода фильма на актёра буквально обрушилась популярность. Поклонницы дежурили не только у театра, но и у подъезда дома, ночевали под окнами. Маргариту такая ситуация поначалу сильно расстраивала. Своим беспокойством она поделилась с мужем. И он, глядя ей в глаза, сказал: «Ты — единственная. Кроме тебя ни одной женщины для меня не существует». И это было истинной правдой. Коллеги по театру, друзья и знакомые называли Давыдова и Анастасьеву не только невероятно красивой, но и верной, любящей и преданной друг другу супружеской парой. В 1955 году у Владлена и Маргариты родился сын Андрей. Есть известная фотография из их семейного архива, на которой запечатлена настоящая идиллия: Владлен Семёнович за столом играет с маленьким сыном в шахматы, а Маргарита Викторовна в домашнем фартуке с улыбкой наливает чай.
Эта идиллия длилась целых 67 лет. В старости супруги с удовольствием нянчили внуков. По вечерам смотрели фильмы прошлых лет, читали вслух любимые книги. И глаза их светились такой же нежностью, как в первый раз, когда они признались друг другу в любви.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен