
Поздним летом 2019-го года я был в Великом Новгороде, где вёл вместе с моими коллегами по журнальному цеху семинар для молодых литераторов.
Там и услышал впервые героя нашей сегодняшней программы.
...Я уже знал темпераментную, сердечную поэзию Григория Князева, так как за пару лет до нашей новгородской встречи готовил в «Новом мире» его первую для журнала подборку. Она вышла в свет под названием «Нерабочие будни».
На сей раз в предосеннюю Москву я увозил с собой шестую стихотворную книгу Князева с замечательным названием «Мотыльковая молитва».
В поезде раскрыл Гришин сборник, и, помню, сразу же очаровался циклом «Прощание с летом». Прочитаю вам финальное стихотворение оттуда.
Предчувствие осени долгой,
Предчувствие снежной зимы
Сквозь воздух — тяжелый, и волглый,
И вязкий, как привкус хурмы.
— Прощай, долгожданное лето, —
У света кричу на краю, —
Мы были с тобою не где-то —
Мы были с тобою в раю!
И, как в материнской утробе,
Мы были согреты теплом,
Забыв о тоске и о злобе
За общим семейным столом.
— Прощай, первозданное лето, —
У света шепчу на краю, —
Мы были с тобою не где-то —
Мы были с тобою в раю!
Нам преданы милые звери
И с нами отправятся в путь,
Уже уловив в атмосфере
Осеннего холода ртуть.
— Прощай, богоданное лето, —
У света молчу на краю, —
Мы были с тобою не где-то —
Мы были с тобою в раю!
Григорий Князев, из цикла «Прощание с летом». Поэтический сборник «Мотыльковая молитва», 2019-й год
Недавно этот новгородский поэт и филолог стал дипломантом Международного Волошинского конкурса, который проходил в Севастополе. Председатель жюри Олег Хлебников проницательно назвал Григория Князева «поэтом, стремящимся гармонизировать всё», а его стихи — «светлыми, душевными, мягкими»...
И раз уж я вспомнил в начале нашей программы о новомирской публикации Григория Князева под названием «Нерабочие будни», — прочитаю стихотворение, которое подборку открывало. Эту балладу я для себя определяю, как ностальгический гимн поэта наших дней — великому прошлому человеческой речи, когда слова на которых человек говорил о Боге и с Богом — самим существованием напоминали о том, что язык есть чудо и тайна:
Есть слова невыразимой мощи,
Будто заклинания они.
Внешне — непонятны, зыбки, тощи,
Внутренне — сигнальные огни.
Архаичны все они и строги,
На чужих и дальних языках,
Все они — как древние дороги,
Все они — как тыщи лет в руках.
Все они — большая карта дани,
Что несли персидскому царю,
Все они — виденья в Иордане…
Истинно, мой Боже, говорю!
И горит звезда на небосклоне,
Повествуя о земной тоске,
Как она светила в Вавилоне
И цвела в аккадском языке…
Так забавны на иврите фразы,
Дивны на санскрите — как шелка
Или огранённые алмазы:
Будоражат нас издалека…
Временные рушатся границы,
Предо мной — четырнадцатый век:
Кот прошёл по краешку страницы
Библии — как целый стих изрек.
И в простом — тревога о великом,
Потому что нечто в наших снах
Не лицом обращено, но ликом
К памяти о лучших временах!
Григорий Князев, стихи из публикации в журнале «Новый мир», подборка «Нерабочие будни», июнь 2016-го года
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема