
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, 2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; 4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с довольно важного заявления апостола Петра: «страдающий плотию перестает грешить». Некоторые утверждают, будто речь идет о том, что Бог посылает человеку в этой жизни страдания, чтобы очистить его от греха и открыть дорогу в Царство Небесное. Вероятно, есть в этом доля истины. Ведь иногда именно тяжкая болезнь помимо нашей воли отрезвляет нас, отвлекает от суеты жизни и заставляет задуматься о вечном. Однако порой мы можем наблюдать совершенно противоположное. Узнав о серьезном недуге человек может озлобиться, впасть в уныние, закрыться от окружающих, от Бога или же просто пуститься во все тяжкие. Вероятно, поэтому многие христианские толкователи предлагают несколько иное понимание этого стиха.
Они отмечают, что непосредственно перед ним апостол Петр говорил о крещении. В этом таинстве человек умирает для прежней жизни, чтобы воскреснуть для новой, со Христом. Именно это символизирует троекратное погружение в воду. Он обещает Богу, что будет хранить свою совесть доброй, то есть, в чистоте. Это означает, что он отказывается идти на поводу у своих страстей, греховных привычек и навыков. Вот именно всю эту совокупность нечистого в человеке Священное Писание зачастую и называет «плоть».
Каждый, кто хоть раз в жизни пытался избавиться хотя бы от одной дурной привычки и заставить себя жить иначе, понимает насколько болезненным может быть этот процесс. Поэтому и говорит апостол Петр о «страдании плотью». Речь идет о всей жизни христианина, целью которой становится сознательный отказ от таких любимых и родных страстишек, а также постепенное приобретение новых качеств: способности находиться в непрестанной молитвенном общении с Богом, проявлять любовь и милость к окружающим.
Отсюда отцы Церкви делали важный вывод. Если человек не будет «страдать плотью» здесь, то есть не умрет для всего нечистого, что живет в его сердце, не начнет работу над своей душой, там, за последней чертой, никакое очищение уже не будет возможно. И напротив, тот кто умрет для всего нечистого в этой жизни, уже в здесь на земле постепенно станет участником Царства Небесного и разделит вместе со Христом радость Его Светлого Воскресения.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема