
Иак., 51 зач., I, 19-27.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Не знаю, кто как, но я, например, отчетливо помню, как когда-то в детстве услышал от старших такие слова: «Ты уже взрослеешь и пора брать ответственность на себя!» Все время ждать от другого, что он поддержит и поступит правильно — неплохо, но нельзя забывать, что у тебя есть твои собственные обязательства. Когда же человек взрослеет не только телом, но и душой, он понимает, что точно так же стоит рассуждать в отношении Бога. Быть с Ним в завете — не значит все время ждать от Него даров. Единственное, что стоит о Нем точно знать — Он нас любить и всякое Его действие это действие любви. Но это совсем не значит, что всякое Его действие всегда будет для нас приятно... Ингода надо молиться и много думать, чтобы воспринять происходящее правильно.
Так или иначе, чем взрослее в духовном смысле мы становимся, тем больше внимания обращаем не на обстоятельства, а на то, как мы себя в этих обстоятельствах проявляем... становимся ли лучше или хуже. Итак, если начало послания скорее говорило о том, каков Бог и что человек должен думать о нем в момент испытания, то сегодняшнее чтение говорит о том, каким должен быть человек.
Апостол начинает с просьбы, которую обращает к возлюбленным братьям, то есть ко всем христианам, конечно же. Итак, он просит их: быть скорыми на слышание и медленными на слова. Быть медленными на гнев, потому как он не творит правды Божией.
Что же это за слышание? Чей голос предлагает слышать апостол? Если учесть, что через несколько строк он скажет: без злобы и в кротости примите научение, которое вам преподается, то речь, конечно, о его собственных словах. Но сами его слова предполагают нечто большее... Слушая мои слова, будь готов услышать Бога, в любых обстоятельствах, какими бы они ни были.
Для нас свойственно говорить, о своих радостях, о своих проблемах... то есть о себе... Человек, который много говорит, живёт в реальности, которую сам для себя создаёт. Слышание же предполагает, что мы наконец понимаем, что в мире есть кто-то еще, что мир не сводится к нам и всему, что с нами связано. Слушая, мы открываемся Богу и открываемся другому человеку. Только вот для того, чтобы суметь слушать необходимо отложить всякую нечистоту и скверну... Ведь без этого подлинное слышание невозможно.
Но за слышанием должно начаться исполнение того закона, который будет услышан в сердце. Закона нашей природы, который говорит нам кто мы... Какими мы сотворены.
В итоге слышание, о котором говорит апостол, оказывается вниманием души: к Богу, ко всякому, кто нуждается, и к голосу собственного сердца...
Кажется, что закон, о котором идет речь — довольно труден, но Церковь учит, что этот закон и есть закон свободы, лишь внешне усложняя нашу жизнь, он внутренне делает ее легче и гармоничнее. Ведь тот, чья душа стремится расслышать Бога и сохранить себя чистым от скверны, оказывается по-настоящему блажен.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











