
Фото: Jon Tyson/Unsplash
Пророка Моисея принято называть Боговидцем, то есть тем, кто видел Бога. В течение жизни Моисей, действительно, общался с Господом неоднократно. Главной встречей стала та, что произошла на вершине Синайской горы. Бог дал пророку каменные скрижали, а затем дал увидеть «задняя» Своя.
Как говорит церковнославянская Библия, Моисей увидел «задняя» Божия. Для этого он по указанию Господа спрятался в небольшой расщелине: «и отыму руку Мою, и тогда узриши задняя Моя: лице же Мое не явится тебе». После того, как Творец прошел над ним — Моисей выглянул и увидел «задняя». В прямом переводе «задняя» означает то, что сзади, спину, например. В случае с Богом о спине речь, конечно, не идет. Моисей увидел благодать Господню, Его величие и славу, которая простиралась за ним подобно мантии. В некоторых библейских текстах «задняя» означает «тыл» в военном понимании. Пророк ИоИль пишет: «погублю лице его в мори первем и задняя его в мори последнем» — «уничтожу лице его (враждебного народа) в первом море, а тыл его — в последнем море». Случается и такое, что «задняя» означает прошлое или событие в прошлом. Например, апостол Павел в послании к христианам города Филиппы призывает читателей забыть про греховное прошлое и устремиться к светлому благочестивому будущему — «едино же, задняя убо забывая, в предняя же простираяся». Вот перевод: «только лишь, забывая прошедшее, устремляясь в будущее».
Итак, запомним, церковнославянское слово «задняя» в переводе на русский язык может иметь несколько значений: «то, что сзади» (например, спина) или «тыл» (в отношении войска). Может также означать и «прошлое» — то есть прошедшие события.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











