
Евр., 326 зач., X, 35 - XI, 7.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
Глава 11.
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, посвящен одной из центральных тем всех посланий апостола Павла — теме веры. Вера понятие очень широкое и неоднородное. Вот и апостол указывает нам по крайней мере на две ее стороны.
Во-первых, он говорит, что «Вера — это уверенность в невидимом». То есть, вера — это когда мы признаем существование того, что никогда не видели, но разнообразные мыслительные операции приводят нас к выводу, что Господь существует. Даже от нецерковного человека порой можно услышать «Я верю в Бога». То есть, «я Его не видел, я не живу, как Он заповедовал в Своих заповедях. Но все равно признаю, что Он есть. Как например, есть Антарктида, где я никогда не был». Именно об этой разновидности веры говорит апостол Павел, когда утверждает, что вера помогает нам согласиться с тем фактом, что наше мироздание устроено словом Божиим; что все видимое произошло из невидимого.
Однако он на это не останавливается. По его словам, вера не просто согласие с существованием духовного мира. Это еще и верность Богу. Верность Его заповедям. Доверие Его Промыслу. Это живое ощущение Творца и следование Его призванию. Поэтому апостол и приводит в пример трех библейских персонажей, Авеля, Еноха и Ноя. Их вера в Бога проявлялась не в богословских диспутах, а в том, что они хранили верность Его закону. Делали так, как Он сказал. Причем зачастую вопреки всякой житейской логике. Так, например, Библия рассказывает, что Ной, следуя повелению Божиему, строил ковчег около ста лет. На протяжении этого времени окружающие люди смеялись над ним. Считали его за безумца. Наверняка приводили разнообразные аргументы в бессмысленности его затеи. Однако он предпочитал сохранить верность Творцу и не обращать внимание на доводы окружающих.
Именно благодаря апостолу Павлу в христианской традиции эти два представления о вере соединилось в одно целое. Наша вера основывается на двух китах. С одной стороны — это согласие с догматами Церкви. То есть с теми важными вероучительными положениями, которые зафиксированы в Символе Веры. Мы никогда не видели Бога, но мы признаем, что Он Троица. Также мы верим в то, что Сын Божий воплотился, стал человеком, жил, умер и воскрес ради нашего спасения. Мы верим, что Он придет еще раз в конце времен, и т.д. С другой стороны — мало просто в уме соглашаться с этими положениями. Необходимо жить в соответствии с ними. Ведь Господь указал нам и на определенные правила поведения. Он объяснил нам, как именно мы должны действовать в этом мире, если соглашаемся с тем фактом, что Бог существует. В противном случае наша мера будет мертвой, безжизненной. Она будет похожа на веру в Бога лукавого, который также признает, что Господь существует, но это, однако, никак не отражается на его бытии.
Поэтому прислушаемся к словам апостолу. Если хотим действительно стать настоящими последователями Спасителя, будем уделять внимание как своему интеллектуальному, так и нравственному развитию. Не пренебрегая ни первым, ни вторым. Лишь в этом случае наша вера достигнет совершенства, а наша душа обретет спасение.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема