
Гал., 209 зач., IV, 4-7.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Воспитание ребенка — сложный, трудоемкий процесс. Он требует от родителя не только любви к своему чаду, но также изрядной доли мудрости и рассудительности. Одно из негласных правил мудрой и рассудительной педагогики говорит о том, что зачастую не стоит говорить ребенку всю правду в ответ на заданный им вопрос. Дело не только в том, что несвоевременно полученная информация может просто не уместиться в его детском сознании, но и в том, что она может травмировать его несформированную психику. Какие-то вещи должны открываться постепенно. Вероятно, в виде притчей и сказок, наподобие историй об аисте или капусте в ответ на вопрос, откуда берутся дети. Придет время, возникнут необходимые условия и предпосылки, и можно будет поговорить по-взрослому, сказать все как есть. Вот об этом моменте и говорит сегодня апостол Павел, называя его полнота времени. Человечество до воплощения Христа — тот же взрослеющий ребенок. Воплощение — тот момент, когда родитель открывает ему все правду. Что же такое произошло в мире, что Бог Смог открыть Себя людям?
Представьте себе этапы, которые проходит человек, когда занимается спортом. Например, в единоборствах, когда тренер только ставит ученику технику, он заставляет его механически и в точности повторять стандартный набор приемов защиты и нападения. Проходит время, спортсмен растет, все больше овладевает мастерством, и те самые стандартные приемы, которые он отработал до автоматизма, получают у него индивидуальное исполнение. Он может свободно комбинировать и эффективно применять их в различных ситуациях. И никто не упрекнет его за это. Ведь именно эта его уникальность и неповторимость приводит в итоге к победе.
Именно это мы видим в истории Израиля. Бог через Моисея на Синае дал ему закон. В нем общение с Творцом регламентировалось жесткими юридическими правилами. Это были скорее отношения господина и раба, который должен в точности соблюдать волю хозяина. Израиль преуспел в этом, довел эту технику до автоматизма. И готов был выйти на уровень высокого мастерства. Сделать шаг в свободу. Стать сыном Богу. Называть его не высоким и грозным именем «Яхве». Но обращаться к нему словами «Авва», что в переводе с арамейского означает «папочка».
Несколько иным путем шел языческий мир. Там не было закона. Но там была философия, там была наука. Это был напряженный поиск истины. Лучшие умы человечества искали живой смысл. Ни наука, ни философия обрести его не помогли, потому что это всего лишь сухие, рациональные схемы. И вот к рубежу эпох в человечестве поселяется отчаяние, разочарование. В интеллектуальном мире появляется скептицизм и пессимизм в виде учения стоиков. На бытовом уровне царит разврат. Парадокс, но все это есть ни что иное, как признаки тоски души по высшему смыслу. По тому неведомому, что единственное может заполнить сердечную пустоту.
Поэтому и пришел Христос. С одной стороны, в ответ на бережное отношение к традиции, тщательное соблюдение закона Моисея. С другой — в ответ на ту тоску и жажду о высоком смысле, которая жила в лучших представителях языческого мира.
Одним из этих путей должны пройти мы. Ведь только так человек может родить в своем сердце Бога, то есть привлечь к себе Его Дух, для того, чтобы в итоге стать Его сыном и обращаться к нему предельно близким и родным именем «Авва», «папочка».
Псалом 15. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Царь Давид — это один из тех людей, с которыми, пожалуй, очень многие хотели бы пообщаться лично, ведь очень интересно было бы узнать об истоках духовного опыта царя, о его пророческих прозрениях, о том, как он сам воспринимал свои псалмы. Сегодня во время богослужения в православных храмах устав предписывает прочитывать 15-й псалом. Этот псалом интересен в первую очередь тем, что в нём мы можем найти крайне важные слова о Мессии.
Псалом 15.
Песнь Давида.
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним всё желание моё.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имён их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Только что прозвучавший псалом начался с вполне понятного воззвания: Давид молитвенно попросил Бога хранить его, ведь царь уповает на Бога, или, иначе, он никогда не позволил себе те мысли, слова и действия, которые были бы противны божественным установлениям. Далее Давид раскрыл свою мысль, в частности, он указал, что ни при каких обстоятельствах он не приносил жертвы языческим богам, и нет той силы, которая заставила бы его это сделать. После этого царь упомянул удивительную способность Бога: Господь может учить нас в любое время и в любой ситуации, даже во время сна, если, конечно, человек хочет учиться. Давид учиться хотел, а потому вскоре после этих слов происходит своего рода качественный скачок: Давид перестаёт говорить о себе самом и переходит к пророческим словам о Христе. Эти слова звучат так: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10).
Конечно, на эти слова Псалтыри существуют вполне рациональные комментарии, которые говорят о том, что в контексте ситуации написания псалма — Давида в то время окружала опасность — речь идёт о самом Давиде, которого Бог сохранит и не даст ему погибнуть от руки врагов. Да, не исключено, что первейший смысл слов 15-го псалма именно такой, однако есть и другое, высшее понимание слов Давида, это понимание выразили многие прославленные Церковью святые, к примеру, святитель Николай Сербский, которой написал так: «Это слова вдохновенного тайновидца, слова святые, пророческие. Давид говорит это о Владыке Христе, о Его душе, о Его теле, то есть о том, что в Нём человеческое.
То, что эти слова Давида относятся к воскресшему Христу, засвидетельствовал апостол Пётр в своей первой речи по сошествии Святого Духа (Деян. 2:14–36). Давид, говорит он, и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. Следовательно, не могут эти слова относиться к Давиду, хотя и произносит он их как бы от себя и о себе. Нет, они относятся к кому-то из потомков Давида по плоти. Давидово тело истлело, обратились в прах и тела других его потомков. Христос же — его Потомок по плоти, Который не остался в аду, и Его плоть не увидела тления».
Церковь абсолютно солидарна с только что процитированными мыслями святителя Николая. Вместе с этим мы верим, что сам Давид, может быть не вполне отчётливо, но понимал, что за его словами скрывается иной — высший — смысл, смысл, которому ещё лишь предстоит открыться и который был в полноте явлен в Христовом Воскресении.
Псалом 15. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 15. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 15. На струнах Псалтири
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой;
блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим —
к ним все желание мое.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому;
я не возлию кровавых возлияний их,
и не помяну имен их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей.
Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам,
и наследие мое приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня;
даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа,
ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой;
даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде
и не дашь святому Твоему увидеть тление.
11 Ты укажешь мне путь жизни:
полнота радостей пред лицем Твоим,
блаженство в деснице Твоей вовек.
О талантах и важных встречах. Ксения Хайсанова

Утром в Великий вторник я была на службе в храме. Читали евангельскую притчу о талантах. Потом — о десяти девах, у пяти из которых к приходу жениха закончилось масло, погасли светильники, и они не смогли стать участницами праздничного пира. Мое сердце эти Евангельские эпизоды всегда очень трогают.
«Как же правильно служить Христу?» «Как не закопать свой талант в течение жизни, и когда придет время вернуть его Богу?» — я задавалась этими вопросами, сидя в электричке. Ехала на интервью со священником.
Я работаю журналистом в газете при епархии. Благодарю Бога за возможность таким образом служить Ему. Но иногда тщеславлюсь. Напишу что-то и думаю: «Какая же я молодец! Материал точно получился хорошим!» И тут неизменно происходит следующее: редактор возвращает текст, а вместе с ним — десяток замечаний и правок. Становится обидно. Я же себя в душе уже похвалила, а меня на место поставили.
После того, как я несколько раз попалась в ловушку собственного тщеславия, стала молиться перед началом работы примерно так:
«Господи, пусть всё, что у меня получится, будет во славу Твою! Помоги мне послужить Тебе!» И тогда текст получался лучше. Но, думая об этом, я хвалю себя и снова подкрадывается тщеславие.
Сейчас я тоже помолилась перед выездом на интервью. К концу Великого поста было мало сил работать. А материал нужно было сделать и сдать быстро. Вошла в храм. Мы встретились с батюшкой. Я увидела его глаза, такие уставшие. «Наверное, не выспался — подумала я, — на страстной столько Богослужений! А еще — я знала, что он еще и духовно окормляет военных». Что уж тут моя усталость...
Тем не менее, наш диалог складывался легко. Было тепло и спокойно, как с родным человеком. И я нашла ответ. Господь показал: «Смотри, есть люди, у которых и таланта, и елея сердечного достаточно, но они об этом слишком много не думают. Просто даже на пределе своих возможностей творят благо людям, во славу Божью». Вот оно — лекарство от тщеславия — делать дела любви. И думать именно об этом.
Когда мы закончили беседовать, на душе было мирно и спокойно, будто мы не просто говорили, а молились вместе о самом важном. Светило солнце. Природа словно предвозвещала Пасхальную радость. Материал оказался у редактора вовремя. Благодарю, Господи, за то, что Ты даришь такие важные встречи.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение