Святитель Флавиан Исповедник, Патриарх Константинопольский, жил в четвертом - пятом веках. Он стал патриархом при святом императоре Феодосии Младшем и его сестре благоверной императрице Пульхерии. В этот период внутренние смуты и ереси раздирали церковное единство. Святитель Флавиан созвал Поместный Собор в Константинополе для рассмотрения ереси Евтихия, утверждавшего, что Господь Иисус Христос имел лишь Божественную природу. Евтихий был отлучен от Церкви и лишен сана. Но у него были могущественные покровители при дворе. В результате интриг был созван еще один собор, на этот раз - в Александрии. Там Евтихий был оправдан, а Флавиан - осужден. Патриарха Константинопольского даже избили. После этого на Флавиана возложили тяжелые вериги, и осудили на изгнание в Ефес. Вскоре он скончался. Возмущенная от несправедливости, императрица Пульхерия удалилась из дворца. Вскоре императору Феодосию стало известно о хитросплетениях всех интриг. Виновные были отстранены от власти и наказаны, Пульхерия вернулась ко двору. Ее стараниями мощи святителя Флавиана были с честью перенесены в Константинополь. А тот самый собор в Александрии остался в истории под названием «разбойничий».
«Бенгальский огонь»

Фото: Anita Austvika / Unsplash
Вот и насупил Новый год! Куранты пробили двенадцать, и мы, радостно поздравляя друг друга, высыпали во двор — зажигать бенгальские огни. Веселье, шум, смех. Брызги разноцветных искр. Мы не сразу заметили пожилую женщину — она стояла неподалёку и строго на нас смотрела. «Сейчас ругаться будет», — сказал шёпотом один мой товарищ. Я не успел ничего ответить, как увидел, что его жена, Света, отделилась от нашей небольшой толпы, и подбежала к старушке. «С Новым годом!» — радостно поздравила она женщину и вручила ей зажжённый бенгальский огонь. И вдруг мы увидели, как на лице старушки появилась улыбка! Она держала огонёк, и не сводила с него радостных глаз. А когда погасла последняя искорка, женщина подошла, ласково нас всех оглядела и сказала: «Спасибо ребятки. Согрел меня ваш огонёк». Она ушла домой, а мы ещё долго стояли во дворе и разговаривали обо всём подряд. Казалось бы, обычный праздничный разговор. Однако настроение у нас было какое-то особенное, как будто было что-то, что не укладывалось в рамки произносимых нами слов. Думаю, мы все, как и старушка, почувствовали, как от маленького бенгальского огонька согревается душа.
Текст Анна Покровская читает Александр Рыхлов
Все выпуски программы Утро в прозе
Юрий Волков. «Кризис прошёл»

— О, Паша, привет! Молодец, что пришёл! Давай я тебя покормлю.
— Здравствуй, дядя Андрей! Да я на минуточку. Чайку хлебну и опять побегу в больницу.
— Чай — только после голубцов! Они через пять минут готовы будут, мой руки. Как мама?
— Доктор сказал, что кризис миновал. Но она слабая, бледная лежит. Я её такой никогда не видел. Ты же знаешь — она у нас боец!
— Скоро наш боец вернётся в строй! Кризис прошёл — замечательные новости! Кстати, картина есть таким названием, очень светлая.
— Картина? «Кризис прошёл»?
— Да, её написал живописец Юрий Волков в 1954 году. У меня есть альбом с цветными иллюстрациями, посвященный его творчеству, называется «Подвиг души художника». Сейчас найду! Издание выпустили в 2021 году в Крыму, на родине Волкова, к столетию со дня его рождения. Вот он, альбом! А вот и репродукция картины «Кризис прошёл».
— Хм, интересно! Больничная палата. Молодая женщина лежит на кровати. Тихо улыбается, что-то говорит доктору.
— Отличается стационар пятидесятых годов прошлого века от современного?
— Оборудованием! У мамы кровать — как в космическом корабле! Кнопкой можно положение менять. Вокруг какие-то мониторы, пульты, датчики. А на полотне Юрия Волкова — старинная койка с железной спинкой. Но и сходство старой и новой больницы есть!
— И в чём же оно?
— В отношении медиков к больным. На картине седой врач держит пациентку за руку, слушает её внимательно, смотрит ласково. Как и медсестра, что стоит рядом. И сейчас сотрудники в больнице замечательные. У мамы доктор молодой совсем, но очень участливый. Ты бы слышал, как тепло он произнёс эти слова: «Кризис прошёл!».
— Это не мудрено представить, когда перед глазами произведение Юрия Волкова. Художник постарался показать, что чуткость, милосердие — важная часть врачебного искусства. Во все времена!
— А ведь и маме, наверное, помогли не только лекарства, но и доброта медиков! Я только сейчас это осознал, глядя на картину «Кризис прошёл». А где она хранится, не знаешь?
— Знаю, конечно. В Крыму, в Симферопольском художественном музее.
— Обязательно туда сходим! Мы с мамой как раз договорились в Крым поехать, как только она окрепнет.
— Тогда настоятельно рекомендую побывать ещё и в Евпатории, где Юрий Волков прожил много лет. В городском краеведческом музее есть немало интересных работ художника. И обязательно сходите в Свято-Николаевский собор. Там под куполом сохранились росписи, выполненные Юрием Васильевичем в начале шестидесятых годов.
— Церковные росписи? Художник был верующим?
— Да, веру во Христа Волков унаследовал от деда, тот был священником. Художник не скрывал своего отношения к Богу, и потому не смог сделать карьеру в советское время. Но смиренно принял эти обстоятельства. Жил бедно, всего себя посвятил творчеству.
— Я так рад, что узнал про него! И познакомился с картиной «Кризис прошёл». Она мне как будто сил придала!
— Полотно Юрия Волкова дышит надеждой, и потому питает уставшую от переживаний душу. И на вот, поешь голубцов. Это тоже укрепит. А то ты совсем исхудал, племянник.
— Спасибо тебе, дядя Андрей! А можно я альбом «Подвиг души художника» к маме в больницу возьму?
— Конечно, можно! Думаю, картина «Кризис прошёл» её порадует. А значит, и скорому выздоровлению послужит!
Картину Юрия Волкова «Кризис прошёл» можно увидеть в Симферопольском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Поленов Василий Дмитриевич. «Старая мельница»

— Да, Саша, у меня тоже в голове звучит эта песня. Каждый раз, когда я стою здесь, в Серпуховском художественном музее, перед полотном Василия Поленова «Старая мельница».
— Ох, хороша картина, Андрей! Дикие заросли по берегам водоёма. Лето в зените — зацвёл иван-чай. Раннее утро, всё тонет в тумане. В самом центре полотна — водяная мельница. Вот бы изображение стало интерактивным, чтобы посмотреть, как она работает!
— Включи воображение! Видишь — речушку перекрыли плотиной, создали перепад воды. Усиленное течение крутит вот эти гигантские колёса, они приводят в движение жернова. Зерно превращается в муку, которая хранится тут же, в амбарах.
— Принцип действия я хорошо представляю! Полюбоваться хочется! Никогда в жизни не видел водяную мельницу в работе. Почему-то кажется, что зрелище завораживающее.
— И не только зрелище! Константин Паустовский писал в рассказе «Ильинский омут»: «Сколько поэзии в этом сооружении! Шум падающей воды, скрип деревянного колеса, милые запахи смолы и хлеба...». Всё это ощущаешь, глядя на картину Василия Поленова.
— Где же художник запечатлел такую красоту?
— Он точно не указал. Мы можем только предполагать. Картина написана в 1880 году. В то время Поленов часто гостил в усадьбе Абрамцево, принадлежавшей меценату Савве Мамонтову.
— Художник ездил туда на пленэры?
— Да, к абрамцевскому периоду относится немало проникновенных работ живописца. Именно тогда сложилась особая творческая манера Поленова. Его стали называть родоначальником интимного пейзажа. Это такая подача материала, которая задевает сокровенные струны души.
— Когда, глядя на изображение, слышишь запахи и звуки?
— Да-да! И вспоминаешь поэтические строки, а то и сам сочиняешь стихи.
— И остро хочешь оказаться в том месте, что запечатлел художник! А в Абрамцево сохранилась мельница?
— Нет, Саша. Хотя в стародавние времена их немало было в тех местах. Это северо-восток Подмосковья, окрестности Троице-Сергиевой лавры. Монахи ещё в 14-м веке при князе Дмитрии Донском ставили колёса с жерновами на реке Воре. Но к середине двадцатого века мельниц практически не осталось.
— Ах, как жаль! Не удастся, значит, окунуться в атмосферу, что так проникновенно передал Василий Поленов!
— Всё не так безнадежно, Саша! Если хочешь полюбоваться водяной мельницей, давай съездим в Коломенское. В этнографическом комплексе воссоздали гидротехническое сооружение по старинному образцу.
— А где найти местечко, как на картине «Старая мельница»? Чтобы посидеть с удочкой в зарослях иван-чая, в тиши для души?
— Заповедных уголков немало в Подмосковье. Пусть там не будет водяной мельницы, но можно испытать те же чувства, что передал Василий Поленов в своём пейзаже. Когда сердце сладко замирает от нежных полутонов русской природы, от любви к родному краю.
— Пожалуй, это и есть главное. Как там, в песне? «Старая мельница, всё перемелется, только любовь никогда...»
Картину Василия Поленова «Старая мельница» можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России