Святителя Спиридона Тримифунтского легко узнать на иконах — он изображён в шапочке из Ивовых прутьев, такие в древности носили греческие пастухи. Этот святой помогает даже упорным скептикам поверить в чудеса…
Сегодня мы говорим о святителе Спиридоне Тримифунтском и повести Олеси Николаевой «Корфу».
Спиридон жил на Кипре в 4 веке, во времена царствования Константина Великого, и был простым пастухом. Земляки избрали Спиридона первым епископом кипрского города Тримифунта. Святитель Спиридон с большой любовью заботился о своей пастве. Он прославился прозорливостью и чудесами исцелений неизлечимо больных.
В середине 15 века нетленные мощи святого Спиридона Тримифунтского были перенесены на греческий остров Корфу, где они и по сей день находятся в городе Керкира. В храме святого Спиридона побывала и наша современница, писательница Олеся Александровна Николаева, рассказав об этом в своей повести «Корфу».
ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВА:
Я так люблю святителя Спиридона и столько раз чувствовала его любовь, защиту и помощь, что живо ощущаю его присутствие в моей жизни: молитвенно позовёшь его — он откликнется. А теперь, здесь, в Керкире, приближаяcь к его мощам и стоя перед ними в ожидании, когда их откроют, я испытываю радость ВСТРЕЧИ.
Олеся Николаева приехала на Корфу ещё и с редакционным заданием от литературного журнала: написать несколько рассказов о любви. В результате появилась повесть «Корфу», где переплелись несколько трогательных семейных историй, одна из них — из жизни святого Спиридона Тримифунтского.
ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВА:
В житии святителя Спиридона сказано, что он был женат, и жили они с женой благочестиво, родив дочь. А потом жена умерла.
Когда жена умерла, у Святителя Спиридона осталась на руках дочка, сирота Ирина, он растил её, заботился, болел за неё душой, как все добрые родители. А потом и она умерла, как сказано, «в расцвете лет»… Значит, земная жизнь Святителя была полна горя, и много в ней было того, что можно пережить только великим страданием и терпением.
В 325 году от Рождества Христова святитель Спиридон — человек некнижный и, может быть, даже и вовсе не учёный — стал участником Первого Вселенского Собора в городе Никея.
На церковный собор съехались епископы со всех концов Римской империи. Они спорили между собой, пытаясь переложить понятие Троицы на язык философских терминов. Тогда святитель Спиридон взял глиняный кирпич, сжал его в руке, и совершилось чудо: из кирпича взметнулся к небу огонь, вниз истекла вода, а на ладони осталась глина. Так епископ в пастушьей шапке без лишних слов объяснил, как единое может иметь три разных сущности.
Святитель Спиридон и сегодня продолжает совершать чудеса.
ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВА:
Про святителя Спиридона на Корфу по сей день ходят легенды, будто бы он, пребывая телесно в своём храме, во время литургии поворачивает голову в сторону святого Престола. А по ночам — ходит: ему часто меняют облаченья, и подошвы расшитых тапочек оказываются стоптанными. Кроме того — известно множество свидетельств, когда он исцелял безнадёжно больных… предупреждая их о готовящемся чуде своим появлением.
Мощи святого Спиридона Тримифунтского обладают уникальным свойствам: их температура — 36,6 градусов. Святитель Спиридон словно не покинул земную жизнь семнадцать столетий назад, а остался с нами, чтобы помогать и защищать. И в этом — великое чудо любви святого Спиридона к людям, для которой не существует времени и вообще никаких преград.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.