1 Тим., 283 зач., III, 1-13.
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, 9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Послание апостола Павла к Тимофею нередко называют пастырским. Причина очевидна. Те наставления, которые дает в нем апостол, в первую очередь относятся к пастырям, то есть к священству. Сегодня мы сделаем небольшой культурно-исторический экскурс в эту тему.
Священнический институт был установлен еще во времена Ветхого Завета. В середине второго тысячелетия до н.э. В своих книгах пророк Моисей в деталях описывает священническую иерархию, а также разнообразные правила ритуального и нравственного характера, которым должны были следовать пастыри. Из этих книг мы узнаем о том, что уже тогда существовало три степени священства.
Возглавлял иерархию первосвященник. Первосвященник был один. Интересно то, что должность эта была пожизненной и передавалась по наследству, от отца — старшему сыну. Иудейская традиция помнит всех лиц, занимавших эту должность, начиная с Аарона, брата Моисея, заканчивая Финеесом, человеком, который жил в первом столетии нашей эры и был последним первосвященником Иерусалимского храма, разрушенного 70 году по Р.Х. На второй ступени находился священник. Если первосвященник возглавлял особо торжественные богослужения и приносил наиболее важные жертвы, то священник нес на себе основную богослужебную нагрузку. Как правило, именно священник напрямую общался с людьми, которые ежедневно приходили в храм для участия в богослужении. Наконец, низшая ступень — это левит. Можно сказать, что на них лежали задачи технического обслуживания богослужения и жизни храма.
Христианская Церковь во многом унаследовала эту трехступенчатую иерархию. Во главе церковной общины находится епископ. В переводе это означает надзиратель, смотритель. В настоящее время епископом может стать только монах. В древности на эту должность выдвигались и семейные люди, о чем мы только что услышали. Существует предание, согласно которому епископ символизирует Самого Христа. Потому в христианской традиции встречается выражение: «где епископ, там и Церковь». Епископ является преемником апостолов и имеет от них силы и власть возводить простого человека в священный сан.
На второй ступени находятся пресвитеры, или же просто — священники. Нередко в посланиях апостола Павла они также называются епископами. В Православной Церкви священники могут быть семейными. Этим мы отличаемся от католического священства, которое исключает такую возможность. Священник является представителем епископа в конкретном храме и, по сути, выполняет основной массив пастырской работы: исповедует, крестит, венчает, отпевает, служит Литургию и т.п.
Наконец, последняя ступень — диакон. Его основная задача — забота о красоте богослужения. В настоящий момент диакон — потенциальный кандидат в священнический сан.
Как мы слышали, служение Богу накладывает определенные нравственные требования не только на самих пастырей, но также на членов их семей и на тех, кто готовится принять священный сан.
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен