В 2004 году на экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Эта картина посвящена последним — трагическим — часам земной жизни Христа, описанным в Евангелии: предательство Иуды, арест Иисуса, суд у Пилата и, наконец, казнь на Кресте. Вопреки тому, что саму идею съёмок игрового кино на такую тему многие кинокритики называли необдуманной и предрекали ленте провал в прокате, фильм «Страсти Христовы» стал одной из самых кассовых кинокартин в истории Голливуда.
С первых же кадров полностью погружаешься в происходящее на экране. Туманная иерусалимская ночь, оливковые деревья Гефсиманского сада. Иисус в невероятном душевном напряжении молится Отцу о том, чтобы горькая чаша страданий миновала Его. Надо отдать должное актёрам фильма. Роли Христа, Девы Марии, апостолов, Марии Магдалины они исполняют с максимальной деликатностью. Их реплики сведены к минимуму. Например, апостол Иоанн и Магдалина — её сыграла знаменитая Моника Белуччи — вообще не произносят ни слова, и, тем не менее, выстраивают многогранные образы.
Остальные актёры в фильме говорят на древних языках — арамейском и латыни. По замыслу режиссёра погружение в звуковую атмосферу библейских событий очень важно, поэтому картину нужно смотреть именно с субтитрами, а не в дубляже. Язык фильма не только усиливает впечатление от просмотра, но и позволяет услышать слова Христа возможно, в том самом виде, в котором они прозвучали около двух тысяч лет назад.
Слова Нагорной проповеди на арамейском.
Сейчас мы услышали один из центральных фрагментов Нагорной проповеди Спасителя — заповедь о любви к ближнему, которая прозвучала в фильме «Страсти Христовы» на арамейском языке. Христос говорит: «Вы слышали, что было сказано: „возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего“. Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас, ибо если будете любить тех, кто любит вас, какая в этом заслуга?»
Главное достоинство фильма Мела Гибсона, безусловно, в том, что режиссёр не вмешивается в новозаветный текст со своим видением, не даёт событиям Евангелия собственных трактовок. Правда, в фильме есть короткие домысленные сценаристами вставки — сцены из детства и юности Иисуса, но они совсем не противоречат евангельскому смыслу.
Даже пейзажи в фильме настолько правдоподобны, что диву даёшься, когда узнаёшь: оказывается, съёмки проходили вовсе не в Израиле! Декорациями к фильму послужили каменные улицы древнего итальянского города Матера. Но на экране их не отличить от узких улочек старого Иерусалима!
В доме, расположенном на одной из них, прошла Тайная вечеря. В фильме необыкновенно выразительно воплощен один из её моментов — сцена, когда Христос завещает апостолам вкушать хлеб и вино как Свои Тело и Кровь, и устанавливает тем самым таинство причастия — Евхаристию:
«Возьмите это и съешьте. Это тело Моё, отданное ради вас». «Возьмите это и выпейте. Это кровь Моя, отданная за вас, за многих ради прощения грехов. Сделайте это в память обо Мне».
Кинокритики обвиняли Мела Гибсона в натуралистичности изображения мучений Спасителя. Однако с таким упрёком в адрес режиссёра согласны далеко не все зрители. Да, замирает сердце. Но когда подкатывающий к горлу ком, кажется, уже не сдержать, происходит Воскресение Христово. И мы видим, как гробницу заливает яркий свет, как оказываются пустыми погребальные пелены... Эта финальная сцена в фильме — безусловно, самая сильная — до мурашек по коже!
Мел Гибсон говорил, что снял фильм «Страсти Христовы» для того, чтобы к людям вернулась способность сочувствовать, любить и прощать. И кажется, с этой сверхзадачей режиссёр справился.
Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано с Государем Павлом I. И императорский Дворец с уникальными коллекциями, и Павловский Собор — единственный в России, посвященный святому первоверховному Апостолу Павлу. Но есть в этом городе святыня, которая собирает в него сотни паломников. Это мощи Святой преподобномученицы Марии Гатчинской. О ее подвиге, о ее сокровенных молитвах, о ее жизни наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.