
1 Тим., 278 зач., I, 1-7.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, 2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Благодаря писателю Дж. Свифту, многие из нас знают о существовании таких сказочных стран как Лилипутия и Блефуску. С друг другом они находились в непримиримой вражде и вели кровопролитные войны. Как говорят, их причиной стал разный подход к тому, с какой стороны следует разбивать вареное яйцо, с тупой или острой. Вопрос был настолько принципиальным, что люди не задумываясь шли на смерть, лишь бы не разбивать яйца с острого или тупого конца. Книги оппонентов считались еретическими, запрещались и сжигались, а некогда в единой церкви произошел раскол. Обе стороны обвиняли друг друга в нарушения основного догмата великого пророка. Представьте, как смешно все это казалось гиганту Гулливеру. Это художественное преувеличение прекрасно иллюстрирует ту ситуацию, в которую пытались вовлечь общину христиан города Эфес некоторые из ее наиболее ярких представителей. Назревал раскол. Поэтому апостол Павел и пишет письмо своему ученику, эфесскому предстоятелю, епископу Тимофею.
Эфес был городом многонациональным. А потому и христианская община была здесь довольно пестрой. Каждый, принимая христианство, приносил сюда свой опыт предшествующих религиозных странствований. В христианах из язычников жила память о разного рода мифах, преданиях и легендах, которые рассказывали о действии в нашей жизни божественных или демонических сущностей; память о гадании, ворожбе, астрологии, магии. В христианах из иудеев жила страсть к копанию в прошлом своего рода, скрупулезной реконструкции своего генеалогического древа. Вот это все Павел и называет баснями и бесконечными родословиями. Беда была не в том, что после крещения это продолжало жить в сознании людей. От прошлого человек может избавляться долго и мучительно. Это естественный процесс. Беда в том, что этот опыт люди воспринимали очень серьезно и продолжали его развивать уже будучи христианами. Он был положен во главу угла их духовной жизни. Причем в такой степени, что между членами одной общины происходили ожесточенные споры буквально на пустом месте.
Апостол Павел призывает Тимофея увещевать смутьянов. Он должен напомнить им, что подлинная христианская жизни несравненно проще. Все, о чем мы должны думать, чего желать, к чему стремиться — это любовь к ближнему от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры. Эти слова апостола Павла обращены и к нам. Ведь и мы приходим в Церковь со своими предрассудками, которые кажутся нам принципиально важными, и которые мы готовы отстаивать до разногласия и даже вражды с нашими родственниками по вере. А потому присмотримся к себе внимательней. Ведь порой, с той высоты, с которой на нас смотрит Господь, эти раздоры могут выглядеть всего лишь как война между жителями Лилипутии и Блефуску.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема