Еф., 224 зач., IV, 1-6.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
У одного из древних христианских святых прп. Максима Исповедника есть одна очень интересная мысль. Когда Бог создавал наш мир, Он специально сделал так, чтобы в нем было пять разделений. Первое — это деление всего мироздания на мир сотворенный и вечный, то есть Божественный. Мир сотворенный делится на мир невидимый, или как его еще называют духовный и мир материальный. Третье деление — деление материального мира на небо и землю. Четвертое — на рай, место, где жил первый человек, и всю остальную землю. И, наконец, пятое — деление на мужчину и женщину.
В этом мирооустройстве первый человек Адам играл принципиально важную роль. Он должен был преодолеть все эти разделения. Путем целомудренной жизни соединить в себе мужское и женское начало; путем отеческой заботы о всем живом и неживом на земле распространить рай до самых ее пределов; подчиняя своему духовному началу телесные требования своего естества, он соединил бы земное и небесное; при помощи своего ума, который должен был направлен в мир ангелов, — он соединил бы видимо и невидимое; наконец, при помощи своей любви и верности Богу он соединил бы мир сотворенный и Божественный.
Однако, как мы знаем, Адам с этим заданием не справился. Вместо единства, которое требует жертвенности и служения, он захотел стать автономным и независимым. Пошел путем эгоизма и вражды.
То, что не смог сделать первый человек и сделал Христос. Не случайно в христианской гимнографии Его зачастую называют Вторым Адамом. В Самом Себе Он явил людям образец преодоления всех упомянутых разделений. Более того, Спаситель основал Церковь, то пространство, вступив в которое любой человек, при помощи церковных Таинств, может повторить этот путь. Вот именно об этом и говорит тот отрывок, который мы только что услышали. Единство как принцип и глубинная суть жизни христианской общины. Единство, которое начинается с жертвенного служения всем тем, кто тебя окружает. Именно оно ведет нас в то место, которое некогда потерял первый человек, и помогает выполнить ту задачу, с которой он не смог справиться.
25 ноября. О подвигах и наставлениях Преподобного Нила Постника
Сегодня 25 ноября. День памяти Преподобного Нила Постника, Синайского отшельника, жившего в четвёртом веке.
О его подвигах и наставлениях, — священник Родион Петриков.
25 ноября. О благовествовании апостолов
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе».
О благовествовании апостолов, — священник Николай Дубинин.
25 ноября. Об истории Иконы Богородицы «Милостивая»
Сегодня 25 ноября. Церковь чтит Икону Богородицы «Милостивая».
О её истории, — священник Валерий Голод.