
Еф., 224 зач., IV, 1-6.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
У одного из древних христианских святых прп. Максима Исповедника есть одна очень интересная мысль. Когда Бог создавал наш мир, Он специально сделал так, чтобы в нем было пять разделений. Первое — это деление всего мироздания на мир сотворенный и вечный, то есть Божественный. Мир сотворенный делится на мир невидимый, или как его еще называют духовный и мир материальный. Третье деление — деление материального мира на небо и землю. Четвертое — на рай, место, где жил первый человек, и всю остальную землю. И, наконец, пятое — деление на мужчину и женщину.
В этом мирооустройстве первый человек Адам играл принципиально важную роль. Он должен был преодолеть все эти разделения. Путем целомудренной жизни соединить в себе мужское и женское начало; путем отеческой заботы о всем живом и неживом на земле распространить рай до самых ее пределов; подчиняя своему духовному началу телесные требования своего естества, он соединил бы земное и небесное; при помощи своего ума, который должен был направлен в мир ангелов, — он соединил бы видимо и невидимое; наконец, при помощи своей любви и верности Богу он соединил бы мир сотворенный и Божественный.
Однако, как мы знаем, Адам с этим заданием не справился. Вместо единства, которое требует жертвенности и служения, он захотел стать автономным и независимым. Пошел путем эгоизма и вражды.
То, что не смог сделать первый человек и сделал Христос. Не случайно в христианской гимнографии Его зачастую называют Вторым Адамом. В Самом Себе Он явил людям образец преодоления всех упомянутых разделений. Более того, Спаситель основал Церковь, то пространство, вступив в которое любой человек, при помощи церковных Таинств, может повторить этот путь. Вот именно об этом и говорит тот отрывок, который мы только что услышали. Единство как принцип и глубинная суть жизни христианской общины. Единство, которое начинается с жертвенного служения всем тем, кто тебя окружает. Именно оно ведет нас в то место, которое некогда потерял первый человек, и помогает выполнить ту задачу, с которой он не смог справиться.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема