
Фото: Ivars Utināns/Unsplash
В ноябре 1918 года американский военный журналист, а в недавнем прошлом — видный государственный дипломат по имени Пакстон Гиббен обедал в номере парижской гостиницы и с увлечением читал за столом свежую газету. Внимание Гиббена привлекла статья, рассказывающая о бедственном положении населения Армении, где люди гибли от голода и отсутствия элементарных медикаментов. «В то время как я сижу тут за обедом из четырёх блюд, эти люди умирают без пищи!» — подумал Пакстон. Он ощутил острый укол совести и в ту же минуту решил: он обязательно поедет в Армению и будет помогать всем, чем сможет.
Уже через несколько месяцев, в начале 1919 года, Гиббен исполнил своё обещание. Присоединившись к Американской миссии, он выехал в Армению, где не только трудился в качестве журналиста, но и активно помогал Красному кресту, а также участвовал в деятельности Американского комитета помощи голодающим в Армении. Страдания людей глубоко поразили Пакстона. И когда в 1921 году стало известно о чудовищном голоде в Советском Союзе, поразившем Поволжье, Пакстон Гиббен отправился в СССР, чтобы принять участие в мероприятиях по ликвидации голода.
Со стороны американца это был весьма рискованный шаг — любое сотрудничество американского гражданина с коммунистическим режимом рассматривалось Соединёнными Штатами как потенциальная опасность для государства. Вот почему, когда Гиббен, посетив голодающие регионы, опубликовал свою книгу «Голод в России», где правдиво описал весь ужас, увиденный им в Поволжье, в США его привлекли к суду за «просоветские симпатии». Однако процесс завершился весьма неожиданно: Пакстон сумел убедить суд в том, что людям, оказавшимся в беде, нужно помогать, невзирая ни на какую политику. В результате, вместо того чтобы наказать Гиббена, американское правительство по его просьбе направило в СССР продовольствие, одежду и медикаменты. Пакстон организовал «Комитет помощи голодающим русским детям», который под его руководством собрал и перевёл в пользу голодающих 400 тысяч долларов — весьма значительную в переводе на советские рубли сумму.
Гиббен активно сотрудничал с американским Красным Крестом и стал его официальным представителем в советской России. При участии Пакстона была развёрнута программа по обеспечению продовольствием советских детских домов.
Советское руководство высоко оценило вклад Пакстона Гиббена в борьбу с голодом в стране. Когда в 1928 году тот скоропостижно скончался от пневмонии в Нью-Йорке, правительство СССР выразило желание похоронить Гиббена в Москве со всеми подобающими почестями. «Друг Советского Союза» — гласит надпись на его надгробии на Новодевичьем кладбище. Сам Пакстон Гиббен называл себя иначе: друг любого, кто в беде и кому необходима помощь.
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О восьмой и девятой заповедях блаженств

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
О восьмой и девятой заповедях блаженств — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О Богопознании
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О Богопознании — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема











