Давным-давно это было, в деревне, где исстари жили нивхи — народность, обитающая на острове Сахалин и в низовьях Амура.
Пришла пора одному молодому нивху жениться, а ему все невесты нехороши.
— В Заморском царстве и девушки красивее, и обычаи лучше, — говорит он отцу. — Там никто смотрин не устраивает и за невесту зазря выкупа не отдаёт.
— Как же так? Всегда так было: кто сватает девушку, тот и платит за неё выкуп, — удивляется отец.
А молодой нивх ему в ответ:
— Наши обычаи давно устарели. Вот в Заморском царстве за приданого в два раза больше выкупа дают. Поехали туда сватать мне невесту!
Чего не сделаешь ради единственного сына? Отправились нивхи на лодке в Заморское царство. Доплыли до того места, где голубые воды Амура с жёлтыми водами другой реки сливаются, так и до места добрались.
Ходят нивхи по городским улицам, диву даются. Дома высокие, крыши чуть ли не до неба достают, по деревьям обезьяны прыгают, и народу такое множество, что не протолкнуться. Все что-то продают, покупают, меняют.
Начали нивхи спрашивать на рынке, где тут можно невест найти, желательно из царского рода, да никто их языка не понимает. С трудом нашли они какого-то переводчика-толмача, которых их в большой дом привёл.
В комнате девушки в ряд стоят, за спиной у каждой раб, рядом приданое горой навалено. На невестах халаты, расшитые золотыми драконами, шляпы с бубенчиками, в руках веера из рисовой бумаги, а лица у всех под покрывалом спрятаны.
— Мне бы хоть на одну поглядеть! — просит молодой нивх.
— Нельзя, у нас другие обычаи, — говорит переводчик. — На царских дочерей до свадьбы нельзя глядеть — ослепнешь.
Видит молодой нивх, что за одной невестой не один, а сразу два раба стоят, обрадовался.
— Похоже, из царских дочерей эта самая царская. Её выбираю!
Хороший выкуп отдали нивхи за девушку: сто соболей, сто выдр, сто белок. Невесту на руках рабы в лодку занесли, следом загрузили и её приданое.
Вся деревня собралась в дом нивхов на заморскую невесту поглядеть. А как открыл жених покрывало, гости разбежались, кто куда. Многие нивхи никогда ведь прежде обезьян не видели, тем более таких больших, ростом с человека, вот поначалу и испугались. Сорвала дрессированная обезьяна с себя наряды, и убежала в лес на свободу.
Долго потом над парнем в деревне смеялись: вот так царскую дочь привёз! Ай да красавица! Только отцу жениха не до смеха было, ведь приданое тоже оказалось обманным: вместо чая — сухие листья, вместо рисовой муки — песок.
С той поры спеси у парня заметно поубавилось, стал он уважать обычаи своих предков. А в жёны молодой нивх девушку из соседнего стойбища взял, так-то оно надёжнее.
Три монахини возрождают монастырь, давайте им поможем

В древнем городе Юрьев-Польский Владимирской области есть Петропавловский женский монастырь, основанный в 1874 году. Когда-то он считался духовным центром и украшением города: с тремя церквями, высокой колокольней, школой для девочек и большим яблоневым садом. В XX веке монастырь разорили и от прежнего великолепия почти ничего не осталось... Он фактически превратилась в руины.
Но сегодня его история продолжается. С 2015 года в Петропавловской обители живут, молятся и трудятся несколько монахинь. Их любовь и забота подарила монастырю вторую жизнь. Понемногу он возрождается. «Люди нам всегда помогают, чем могут, — говорит игуменья Серафима, — Летом, например, снабжают дарами со своего огорода и косят траву, зимой чистят снег — в общем заботятся о нас, а мы за них молимся».
За 10 лет троим монахиням при участии добрых людей удалось сделать многое: огородить территорию, восстановить одну из церквей в честь Вознесения Господня, построить корпус для сестёр и сделать проект реставрации колокольни. В скором времени в монастыре откроется приют и духовное училище для девочек.

Петропавловский монастырь постепенно возвращается к жизни, но ему всё ещё нужна поддержка. Сегодня оплата коммунальных услуг — одна из насущных и трудных задач для сестёр. И если вы хотите в этом помочь, переходите на сайт фонда «Мои друзья», где открыт сбор для Петропавловского женского монастыря во Владимирской области. Собранная сумма обеспечит обитель теплом и светом на ближайшие полгода и даст возможность сёстрам спокойно молиться, трудиться и продолжать дело возрождения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Судьба М.М. Бахтина». Андрей Тесля
Гостем программы «Светлый вечер был кандидат философских наук, научный руководитель Научно-образовательного «Центра исследований русской мысли» Института образования и гуманитарных наук БФУ им. И. Канта (г. Калининград) Андрей Тесля.
Разговор шел о судьбе известного русского философа, христианского мыслителя Михаила Михайловича Бахтина, о его философских концепциях и о жизненном пути в Советском Союзе от ссылки на Соловки до возвращения в научное сообщество.
Этой программой мы открываем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Возрождение русской деревни». Мария Большакова
Гостьей программы «Светлый вечер» была заместитель председателя комиссии по сохранению и укреплению российских традиционных культурно-нравственных ценностей Общественной палаты Московской области, председатель Экспертного совета Конкурса Грантов Мэра Москвы Мария Большакова.
Разговор шел о том, как сегодня можно возрождать и развивать жизнь в малых городах и деревнях России и почему это важно. Мария поделилась личным опытом создания проектов, привлекающих внимание к сельским территориям и помогающих делать жизнь вне больших городов более комфортной.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер











