
1 Сол., 269 зач., IV, 1-12.
1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, 2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, 5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; 6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, 10 ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать 11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; 12 чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к христианам города Фесалоники. Несколькими стихами ранее апостол называет их своей славой и радостью, хвалит их веру и жизнь. Впрочем, посылая к ним Тимофея, он как раз и хотел выяснить, нет ли нерешенных проблем в их жизни и образе мыслей, чтобы затем обратиться к ним с наставлениями. И судя по сегодняшнему чтению, проблемы были... Так, одной из них было, по всей видимости, нежелание некоторых членов фесалоникийской общины собраться с силами, и победить свои блудные привычки и пристрастия.
Апостол начинает с того, что умоляет братьев, чтобы они еще более преуспевали в данных им заповедях. Похвалив их в предыдущей главе, он в то же время предостерегает их от духовного промедления и лени. Он как будто бы говорит им: вы приняли Христа и исправили свою жизнь? Не останавливайтесь на достигнутом, растите дальше, ведь вам еще далеко до совершенства. Он говорит это очень деликатно, при том, что на самом деле проблема была довольно серьезной. Причем дважды в одной и той же фразе, он указывает на тот факт, что все это он уже объяснял им. Причем в данном случае, ему приходится подчеркивать, что заповеди — не его прихоть, потому что в них открывается воля Божия о человеке. Таков замысел Творца, чтобы они в своем пути были святы, то есть во всех своих действиях возносились к Богу... Он просит их, чтобы они воздерживались от блуда и соблюдали себя в святости, а не в похоти, как язычники. При этом, очень важно правильно понять, что имеет ввиду апостол: Призывая к святости и целомудрию, он сказал избегать именно блуда, а не брака и брачного общения. Это не случайно, потому что в контексте его богословия, брак, по самой своей сути, есть целомудренное и чистое благословение Божие, которое святости не противоречит.
Характерно, что апостол, обращаясь к ним говорит: «чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести». Не учился соблюдать, а именно умел, то есть владел навыком.
Есть такое обычное искушение в церковной жизни, когда человек, приходящий к Богу, меняет лишь ту часть себя, с которой расстаться будет совсем не сложно, а дальше говорит что-то вроде: «Ну я же новоначальный, я еще только учусь и не ко всему готов». Я еще только учусь... Очень важно не поддаться этой мысли, потому что она позволяет согласиться с любыми грехами в себе. Напротив, помня о том, что Бог призывал нас к святости, надо усердно стараться делать свое дело, не потакая себе, но и не отчаиваясь, к чему и призывает апостол.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема