1 Сол., 269 зач., IV, 1-12.
1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, 2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, 5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; 6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, 10 ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать 11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; 12 чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к христианам города Фесалоники. Несколькими стихами ранее апостол называет их своей славой и радостью, хвалит их веру и жизнь. Впрочем, посылая к ним Тимофея, он как раз и хотел выяснить, нет ли нерешенных проблем в их жизни и образе мыслей, чтобы затем обратиться к ним с наставлениями. И судя по сегодняшнему чтению, проблемы были... Так, одной из них было, по всей видимости, нежелание некоторых членов фесалоникийской общины собраться с силами, и победить свои блудные привычки и пристрастия.
Апостол начинает с того, что умоляет братьев, чтобы они еще более преуспевали в данных им заповедях. Похвалив их в предыдущей главе, он в то же время предостерегает их от духовного промедления и лени. Он как будто бы говорит им: вы приняли Христа и исправили свою жизнь? Не останавливайтесь на достигнутом, растите дальше, ведь вам еще далеко до совершенства. Он говорит это очень деликатно, при том, что на самом деле проблема была довольно серьезной. Причем дважды в одной и той же фразе, он указывает на тот факт, что все это он уже объяснял им. Причем в данном случае, ему приходится подчеркивать, что заповеди — не его прихоть, потому что в них открывается воля Божия о человеке. Таков замысел Творца, чтобы они в своем пути были святы, то есть во всех своих действиях возносились к Богу... Он просит их, чтобы они воздерживались от блуда и соблюдали себя в святости, а не в похоти, как язычники. При этом, очень важно правильно понять, что имеет ввиду апостол: Призывая к святости и целомудрию, он сказал избегать именно блуда, а не брака и брачного общения. Это не случайно, потому что в контексте его богословия, брак, по самой своей сути, есть целомудренное и чистое благословение Божие, которое святости не противоречит.
Характерно, что апостол, обращаясь к ним говорит: «чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести». Не учился соблюдать, а именно умел, то есть владел навыком.
Есть такое обычное искушение в церковной жизни, когда человек, приходящий к Богу, меняет лишь ту часть себя, с которой расстаться будет совсем не сложно, а дальше говорит что-то вроде: «Ну я же новоначальный, я еще только учусь и не ко всему готов». Я еще только учусь... Очень важно не поддаться этой мысли, потому что она позволяет согласиться с любыми грехами в себе. Напротив, помня о том, что Бог призывал нас к святости, надо усердно стараться делать свое дело, не потакая себе, но и не отчаиваясь, к чему и призывает апостол.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.