Святой равноапостольный Кирилл, до принятия схимы - Константин, и старший брат его Мефодий жили в девятом веке. Они родились в Солуни, современных Салониках. Город располагался на стыке двух культур - византийской и славянской. Знание славянских диалектов потом пригодилось братьям. Константин получил блестящее образование. С четырнадцати лет он воспитывался в Константинополе с сыном императора. Он отказался от выгодного брака, рано принял священнический сан и некоторое время состоял библиотекарем храма Святой Софии. Стремясь к уединению, он удалился на гору Олимп к своему старшему брату Мефодию. Но пробыл он там недолго. В восемьсот пятьдесят седьмом году император Михаил послал братьев для проповеди христианства у хазар. Миссионерское путешествие закончилось удачей. Хазарский князь принял христианство и отпустил всех греческих пленников. Через пять лет император отправил Константина и Мефодия в Моравию по просьбе местного князя Ростислава. Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и другие богослужебные книги. От странствий и трудов Константин заболел. Перед кончиной он принял схиму с именем Кирилл. Он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 278 зач., I, 1-7.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Порой нам кажется, что люди, которые нас окружают, ведут неверный образ жизнь. А потому мы должны наставить их на путь истинный. Однако, когда мы делаем это, то зачастую в ответ получаем лишь неприязнь, упрёки, злобу. Почему так происходит и как нам себя вести в подобных ситуациях? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Тимофей, человек которому адресовано только что прозвучавшее послание, был соратником и учеником апостола Павла. Он стоял во главе одной из самых больших христианских общин древнего мира, которая находилась в городе Эфесе. Это был портовый, многонациональный город, в котором процветала торговля. А потому и община христиан была здесь довольно разнородной. В неё входили представители разных национальностей и разных общественных слоев. Практически все уже имели какой-то предшествующий религиозный опыт. А, следовательно, волей-неволей привносили в церковную жизнь разного рода предрассудки, связанные с жизнью своих национальных религий.
Так, например, пришедшие из иудаизма могли чрезмерно большое внимание уделять ритуальной стороне веры и кичиться своим происхождением от Авраама. Именно поэтому Павел упоминает о занятиях родословиями. Те, кто пришёл из язычества, могли продолжать верить в разного рода мифы, предания и легенды, связанные с духовным миром языческих божков и демонов. Именно поэтому Павел упоминает о баснях. Одним словом, каждый человек привносил в общину целых ворох ложных представлений. Эти заблуждения в голове человека довольно причудливым образом сочетались с христианскими истинами веры. Проблема в том, что не все верующие это осознавали. Не все это в себе видели. А потому находились обязательно те, кто, желая рассказать окружающим о Христе, вываливал им на голову всю эту гремучую смесь. Не по злобе душевной. А просто потому, что многие свои мысли и чувства принимал за чистую монету. Однако результаты говорили сами за себя. В общине происходили постоянные распри.
Поэтому апостол Павел призывает Тимофея объяснять верующим и особенно тем, кто сам делает себя учителями окружающих, что подлинное наставление — это в первую очередь «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». Иными словами, не всегда следует говорить людям о Боге и вере напрямую, тем более, вступать по этому поводу в споры и стараться навязать окружающим свои представления. Однако всегда необходимо на практике показывать, что означает следовать Христу и быть Его учеником. В противном случае, любая проповедь, любое слово превращается в пустословие и заканчивается неприязнью, раздражением и даже враждой.
Преподобный Макарий Великий подмечает по поводу таких проповедников: «Если речь ведут о совершенстве, о радовании или о бесстрастии, не ощутив в себе их действия, то на деле не всё бывает так, как они говорят. Ибо когда такой человек со временем, хоть отчасти приступит к делу, тогда рассудит сам с собою: „Не так оказалось, как предполагал я. Иначе рассуждал я, а иначе действует Дух“».
Мы с вами находимся в очень похожей ситуации. Ведь даже если мы выросли в христианской среде, в нашей голове может жить множество предрассудков и заблуждений относительно Бога, духовной жизни и самого себя. Порой мы этого просто не осознаём. А потому и нам адресованы сегодня слова апостола. Если хотим действительно принести пользу окружающим и сказать им нечто о Боге, постараемся начать исполнять Евангелие на практике. Ежедневно. Во всех своих делах. Действие — самая сильная проповедь. Самое эффективное служение. Самое убедительное свидетельство. Именно в ответ на действия Бог даёт нам Своего Духа. Он зажигает наши сердца любовью и милостью. Он подсказывает, какие именно слова мы должны сказать окружающим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Наборы для творчества и другие подарки для ребят с инвалидностью из Ярославской области
Каждый год, в январе, дети и подростки с инвалидностью из сёл и деревень Ярославской области ждут в гости команду фонда «Спасибо». Нарядные сотрудники и волонтёры фонда навещают ребят из малоимущих семей, дарят им праздничное настроение и подарки.Чтобы каждый подопечный по возможности получил то, что принесёт ему радость, фонд «Спасибо» организует акцию по сбору подарков к Рождеству. Кто-то из ребят просит пушистое полотенце или мешочек конфет, а кто-то набор для творчества или интересную игру.
В прошлом году в рамках праздничной акции команде фонда удалось порадовать больше 150 ребят с инвалидностью. «В ответ мы получили море улыбок и восторга», — говорит директор фонда Евгения Щедная. «Уже не первый год мы навещаем 13-летнего Сашу. У него есть небольшие психические нарушения. Мальчик плохо идёт на контакт и практически не разговаривает. Но его очень радуют развивающие игры, особенно конструкторы», — продолжает Евгения. «Ещё мы регулярно приезжаем к Нине. Она не может ходить. Девушка почти всё время находится дома одна, поскольку мама работает. Не унывать ей помогает любимое хобби. Нине очень нравится создавать картины из алмазной мозаики. Поэтому мы дарим ей наборы для творчества, каждый раз находим что-то необычное. И когда в очередной раз приезжаем в гости, Нина с радостью делится с нами своими успехами!»
Вы тоже можете поучаствовать в сборе подарков для детей и подростков с инвалидностью из сёл и деревень Ярославской области. Для этого свяжитесь с сотрудниками фонда «Спасибо» по номеру +7 (4852) 66-25-10, они подскажут, что нужно ребятам. Затем купите подарок сами, либо сделайте любой благотворительный взнос на сайте ярославского фонда.
Также есть возможность присоединиться к волонтёрским поездкам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин». Татьяна Агейчева
В гостях у Дмитрия Володихина была доцент исторического факультета МГУ, профессор института имени Разумовского Татьяна Агейчева.
Разговор шел о судьбе и трудах русского историка 19-го века Константина Николаевича Бестужева-Рюмина, который был не только известным ученым, но и учителем царских детей.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин». Татьяна Агейчева
- «Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
- «Морские сражения Русско-Шведской войны». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов