Человек человеку волк, — гласит известная латинская поговорка. С ней, однако, в корне не согласен французский писатель Даниэль Пеннак. Даже самый настоящий волк может стать человеку близким другом, уверен он. О дружбе, глубоком взаимопонимании и сострадании друг к другу тех, кто по логике вещей, подружиться никак не может — книга Пеннака под названием «Глаз волка».
В парижском зоопарке живёт одноглазый полярный волк. Человек для него — не более, чем «две ноги и ружьё». Волк презирает тех, кто приходят поглазеть на него. Но однажды возле его клетки появляется маленький мальчик. Он приходит каждый день и подолгу, молча, смотрит на Волка. И в этом молчании, похоже, куда больше смысла, чем в самой громкой болтовне многих других посетителей зоопарка! Мальчик и волк безмолвно рассказывают друг другу свои истории, и вдруг оказывается, что у них так много общего! Мальчик — сирота, в его жизни было много горя, скитаний и несправедливости. Волк тоже рано лишился стаи и узнал, что такое — быть одиноким, когда тебя гонят и преследуют, желая убить…
Повесть «Глаз волка» принесла Даниэлю Пеннаку британскую литературную премию Марша за выдающееся произведение для детей, переведённое с иностранного языка. И всё же повесть — не только детская. Она побуждает о многом задуматься и взрослых читателей. И если дети увидят в ней увлекательную, добрую сказку, то их мамы и папы — найдут глубокую и поэтичную притчу о том, что даже после бед и унижений можно подняться и идти дальше, простив своих обидчиков, не утратив веры в добро. А главное — делиться этой верой с другими.
Именно так поступает Мальчик, герой повести: он не таит зла на людей, несмотря на все невзгоды. Как бы тяжело ему ни было, он старается помогать всем, кого встречает на пути: торговцу, пастуху, водителю автобуса, и даже верблюду, гепарду и гиене! И, наконец, одноглазому Волку, который грустит от одиночества в клетке парижского зоопарка…
Трогательная, написанная великолепным образным, но вместе с тем простым языком, ненавязчиво учит читателя терпению, вниманию, заботе и доброте. Учит смотреть на жизнь во все глаза, видеть её красоту и совершать поступки, продиктованные любовью. Как Мальчик, который в финале книги совершил настоящее чудо. Какое — узнаем из книги Даниэля Пеннака «Глаз волка». А заодно зарядимся уверенностью автора в том, что человек человеку — и даже волку! — друг, способный понять, поддержать и утешить.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия