
Евр., 305 зач., II, 2-10.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Именно этим празднованием и определен уставной выбор отрывка из апостольских посланий для чтения за божественной литургией. Несмотря на то, что день посвящен ангелам, этот отрывок говорит о превосходстве Сына Божия — Христа Спасителя — над ангелами.
У ряда толкователей вызывает недоумение упоминание того, что когда-то слово о спасении и нравственный закон были возвещены через ангелов: «через Ангелов возвещенное слово было твердо». Из текста Священного Писания сделать такой вывод невозможно, ведь там ясно сказано, что Бог заключил Свой Завет с пророком Моисеем напрямую, никакие ангельские силы там не упоминаются. Но у святителя Иоанна Златоуста был свой ответ на это недоумение. Он замечает, что апостол Павел и в ряде других мест говорит о посредничестве ангелов в деле передачи Богом Завета ветхозаветному Израилю. Святитель Иоанн предлагает смотреть на вопрос значительно шире: он полагал, что здесь речь идет не только о Моисее и о Десяти заповедях, а вообще о всем Ветхом Завете, в котором неоднократно упоминается ангельское участие, в качестве примера он приводит некоторые эпизоды из книги Судей, в частности те из них, где ангелы возвещали людям волю Бога. Возможно, именно это и имел в виду апостол Павел в своем послании. Если в Ветхом Завете человек узнавал волю Божию через посредников, то Новый Завет устраняет какое-либо посредничество. Бог Сам стал Человеком, Сам проповедовал и Сам множеством различных способов говорил о Своей воле и о принципах, которыми мы должны руководствоваться в нашей жизни. Апостол Павел задается риторическим вопросом: если раньше, в Ветхом Завете, было установлено наказание за неисполнение того, что люди слышали от ангелов, то как можем мы не обращать самого пристального внимания на евангельские слова Христа? Новый Завет ставит человека на принципиально новую ступень: Бог общается напрямую с человеком, Бог возвышает человека, Бог делает человека равным Себе с точки зрения информированности о Своем замысле. Человек становится выше ангелов. Это и доверие, и честь, и благо, но это и величайшая ответственность.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Правописание слова «Бог» — контекстный подход;
— Обсуждение на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви рисков использования искусственного интеллекта;
— Общение человека с искусственным интеллектом как духовная проблема.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM