Евр., 305 зач., II, 2-10.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Именно этим празднованием и определен уставной выбор отрывка из апостольских посланий для чтения за божественной литургией. Несмотря на то, что день посвящен ангелам, этот отрывок говорит о превосходстве Сына Божия — Христа Спасителя — над ангелами.
У ряда толкователей вызывает недоумение упоминание того, что когда-то слово о спасении и нравственный закон были возвещены через ангелов: «через Ангелов возвещенное слово было твердо». Из текста Священного Писания сделать такой вывод невозможно, ведь там ясно сказано, что Бог заключил Свой Завет с пророком Моисеем напрямую, никакие ангельские силы там не упоминаются. Но у святителя Иоанна Златоуста был свой ответ на это недоумение. Он замечает, что апостол Павел и в ряде других мест говорит о посредничестве ангелов в деле передачи Богом Завета ветхозаветному Израилю. Святитель Иоанн предлагает смотреть на вопрос значительно шире: он полагал, что здесь речь идет не только о Моисее и о Десяти заповедях, а вообще о всем Ветхом Завете, в котором неоднократно упоминается ангельское участие, в качестве примера он приводит некоторые эпизоды из книги Судей, в частности те из них, где ангелы возвещали людям волю Бога. Возможно, именно это и имел в виду апостол Павел в своем послании. Если в Ветхом Завете человек узнавал волю Божию через посредников, то Новый Завет устраняет какое-либо посредничество. Бог Сам стал Человеком, Сам проповедовал и Сам множеством различных способов говорил о Своей воле и о принципах, которыми мы должны руководствоваться в нашей жизни. Апостол Павел задается риторическим вопросом: если раньше, в Ветхом Завете, было установлено наказание за неисполнение того, что люди слышали от ангелов, то как можем мы не обращать самого пристального внимания на евангельские слова Христа? Новый Завет ставит человека на принципиально новую ступень: Бог общается напрямую с человеком, Бог возвышает человека, Бог делает человека равным Себе с точки зрения информированности о Своем замысле. Человек становится выше ангелов. Это и доверие, и честь, и благо, но это и величайшая ответственность.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.