
Фото хора с международного фестиваля церковной музыки «Хайнувка»
Яркие богослужебные песнопения появлялись в Православной церкви во все времена — в том числе и в совсем не давние. Примером является молитвословие, посвящённое Божией Матери и названное «Агни Парфене». В переводе на русский язык — «Святая Дева». Автором песнопения стал святой Нектарий Эгинский, живший на границе 19-го и 20-го веков. Святой Нектарий был епископом Александрийской Православной Церкви. По ложному доносу его довольно рано отправили на покой. Впоследствии он скитался, жил в нищете. В таком печальном положении святой Нектарий находился до тех пор, пока не был отправлен для служения на остров Эгина. Где вместе с простыми рабочими строил женский монастырь, а в перерывах писал молитвы, в которых прославлял Бога и Богородицу. Так и было составлено песнопение «Агни Парфене». Подробнее о его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Молитвословие «Агни Парфене» занимает промежуточное положение — между церковным песнопением и народной песней. Таковой была задумка святого Нектария. Помогая рабочим в строительстве монастыря, он видел, как непростой труд облегчает пение. Святой Нектарий решил написать молитву, которую можно было бы исполнять не только в храме, но и во время житейских дел. «Агни Парфене» довольно длинное песнопение. Поэтому давайте разберём только первую его часть: «Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Радуйся, Невестоненевестная. Царице Мати Дево, Руно всепокрывающее, Радуйся, Невестоненевестная. Превысшая Небесных Сил, Нетварное Сияние. Радуйся, Невестоненевестная. Лико́в девичьих Радосте, и Ангелов Превысшая, Радуйся, Невестоненевестная. Небес Честна́я Сило, и Свете паче всех свето́в, Радуйся, Невестоненевестная. Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств, Радуйся, Невестоненевестная». Текст молитвословия не только прославляет чистоту и святость Девы Марии, но и перечисляет пророческие образы из Ветхого Завета, которые имеют отношение к Богородице. Например, Богоматерь именуется «руном» — в данном случае накидкой из овечьей шкуры. Этот образ отсылает нас к истории вождя древних евреев Гедеона. Он испытывал Бога, просил от Него знака. И Господь сделал так, что накидка Гедеона (руно), лежавшая на земле, осталась сухой, хотя трава вокруг оказалась мокрой. Богоматерь получила святость от Господа, хотя мир вокруг Неё был наполнен грехом.
Песнопение «Агни Парфене» не имеет чёткого места в составе богослужения. Оно исполняется обычно в те моменты, когда допускается пение каких-либо дополнительных молитвословий. Например, на Литургии во время причащения священника в алтаре. Давайте послушаем молитвословие в исполнении Дивны Любоевич и хора «Мелоди».
Ключик в кудели

Фото: Sururi Ballıdağ Director / Pexels
Задумал один крестьянский парень жениться. И хотелось ему найти себе такую жену, чтоб и прясть, и ткать умела, и в стряпне толк понимала. Прослышали про это соседи и стали сватать за него свою ленивую дочку.
В воскресный день пригласили они парня к себе в усадьбу на смотрины. Сначала, как водится, хозяева усадили будущего жениха на лавку, поговорили о том, о сём, а после повели дом осматривать. Вошли в одну горницу, и видит он — стоит в углу прялка, на ней — кудель, то есть вычесанный и перевязанный для прядения пучок льна. За прялкой соседская дочка сидит — одной рукой из кудели вытягивает и скручивает нити, другой наматывает их на веретено.
— Как хорошо ваша дочка с прялкой ладит, — говорит жених.
— Другой такой трудолюбивой и старательной, как она, во всей деревне не найти, — отвечает хозяйка. — Уж так-то она у нас проворно прядёт! Никто не может за ней угнаться. Что и говорить, золотые ручки.
— Много у неё тут кудели, — заметил парень. — Небось, целую неделю надо, чтобы всю её напрясть.
— Может, кому и неделя понадобится, — похвалилась хозяйка, — а нашей дочке и одного дня на всю кудель хватает.
Подивился жених, однако ничего не сказал. Позвала мать девушку к столу, и та с такой неохотой от прялки оторвалась, как будто работа для неё — слаще мёда.
Вышли хозяева из горницы, а парень немного помедлил, взял с подоконника ключик от шкатулки и незаметно сунул его в кудель.
Накрыли хозяева на стол, усадили жениха, угостили, и снова стали свою дочку расхваливать. Уж такая она работящая, ни дня со своей прялкой не расстаётся.
Пришла пора парню домой собираться. Простился он с хозяевами и пообещал, что скоро опять придет. Хоть и по душе пришлась ему девушка, но всё же насчет обрученья он пока что ни словом не обмолвился.
Прошла неделя, и опять жених в гости к соседям явился. Приняли его теперь еще лучше. Не знали, куда усадить, чем потчевать. А потом сели за стол и завели разговор.
— Ну, что новенького у вас? — спрашивает парень.
— Да все вроде по-старому, — отвечает хозяйка. — Вот только у дочки ключ от шкатулочки пропал. Привыкла она целыми днями перед зеркалом сидеть, бусы и серьги примерять, а теперь совсем заскучала. Весь дом обыскали, никак ключика от шкатулки найти не можем.
Подошёл тогда жених к прялке, вытащил из кудели ключ и говорит:
— Теперь я и сам вижу, как проворно прядет ваша дочь. Да она целую неделю к прялке даже не подходила. Обмануть вы меня хотели, а я этого очень не люблю. Маленькая ложь за собой большую ведёт.
С этими словами надел жених шапку, да и был таков, и больше соседи его не видели.
(по мотивам норвежской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Благодарность за спасение. Храм Христа Спасителя в Борках

Осенью 1888 года император Александр III c супругой, детьми и приближёнными возвращался из Крыма в Санкт-Петербург по железной дороге. 17 октября в 14 часов 14 минут у станции Борки в Харьковской губернии царский поезд сошёл с рельсов. Десять из пятнадцати вагонов железнодорожного состава были полностью разрушены, а многие путешественники погибли или получили серьёзные раны, однако все члены императорской фамилии чудом уцелели. Они смогли выбраться из-под обломков вагона, в котором находились, и помогали пострадавшим.
В ту же ночь на станции был отслужен благодарственный молебен, а на следующий день все газетные заголовки страны сообщали о чудесном спасении государя и его семейства. Когда 19 октября императорская семья прибыла в Харьков, радостные горожане хлынули на улицы, чтобы увидеть царя. С таким же ликованием Александр III был встречен в Москве и Санкт-Петербурге, где не смолкало торжественное пение гимна «Боже, Царя храни».
Место крушения императорского поезда стало массово посещаться народом. Поэтому настоятель Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии архимандрит Герман (Клица) и харьковский архиепископ Амвросий (Ключарёв) решили устроить на месте аварии монашеский скит. В августе 1889 года в Борках был освящён первый деревянный храм во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. А уже в 1891 году заложили каменный храм по проекту архитектора Роберта Марфельда. Спустя три года величественный собор во имя Христа Спасителя был освящён в присутствии императора Николая II, который тоже был в поезде в момент аварии. Храм возвели в неорусском стиле, с крытой галереей и большим золотым куполом. Звонницу украшала мозаика с изображением Христа. Недалеко от храма, прямо на железнодорожной насыпи, куда выбралась императорская семья после катастрофы, была выстроена часовня. Место крушения царского поезда стало центром паломничества. Не раз в устроенной обители бывали и члены императорской фамилии. В 1906 году Спасов Скит по решению Синода получил статус монастыря. При обители устроили музей, библиотеку и больницу, а в 1903 году открыли дом для инвалидов имени императора Александра III, в котором жили престарелые железнодорожники.
Существование обители было прервано революцией 1917 года. Советская власть закрыла монастырь, а многие монахи были убиты. В 1943 году во время Великой Отечественной войны храм Христа Спасителя и большинство монастырских построек были утрачены из-за боевых действий. Сильно пострадала, но сохранилась часовня у железнодорожной насыпи. Однако память о чудесном спасении царской семьи пережила советский период. Часовню восстановили в девяностые годы, а в 2013 году рядом открыли памятник императору Александру III. Величественный храм Христа Спасителя так и не был восстановлен, но память о нём хранят старинные газеты и фотокарточки.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 15. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Царь Давид — это один из тех людей, с которыми, пожалуй, очень многие хотели бы пообщаться лично, ведь очень интересно было бы узнать об истоках духовного опыта царя, о его пророческих прозрениях, о том, как он сам воспринимал свои псалмы. Сегодня во время богослужения в православных храмах устав предписывает прочитывать 15-й псалом. Этот псалом интересен в первую очередь тем, что в нём мы можем найти крайне важные слова о Мессии.
Псалом 15.
Песнь Давида.
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним всё желание моё.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имён их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Только что прозвучавший псалом начался с вполне понятного воззвания: Давид молитвенно попросил Бога хранить его, ведь царь уповает на Бога, или, иначе, он никогда не позволил себе те мысли, слова и действия, которые были бы противны божественным установлениям. Далее Давид раскрыл свою мысль, в частности, он указал, что ни при каких обстоятельствах он не приносил жертвы языческим богам, и нет той силы, которая заставила бы его это сделать. После этого царь упомянул удивительную способность Бога: Господь может учить нас в любое время и в любой ситуации, даже во время сна, если, конечно, человек хочет учиться. Давид учиться хотел, а потому вскоре после этих слов происходит своего рода качественный скачок: Давид перестаёт говорить о себе самом и переходит к пророческим словам о Христе. Эти слова звучат так: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10).
Конечно, на эти слова Псалтыри существуют вполне рациональные комментарии, которые говорят о том, что в контексте ситуации написания псалма — Давида в то время окружала опасность — речь идёт о самом Давиде, которого Бог сохранит и не даст ему погибнуть от руки врагов. Да, не исключено, что первейший смысл слов 15-го псалма именно такой, однако есть и другое, высшее понимание слов Давида, это понимание выразили многие прославленные Церковью святые, к примеру, святитель Николай Сербский, которой написал так: «Это слова вдохновенного тайновидца, слова святые, пророческие. Давид говорит это о Владыке Христе, о Его душе, о Его теле, то есть о том, что в Нём человеческое.
То, что эти слова Давида относятся к воскресшему Христу, засвидетельствовал апостол Пётр в своей первой речи по сошествии Святого Духа (Деян. 2:14–36). Давид, говорит он, и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. Следовательно, не могут эти слова относиться к Давиду, хотя и произносит он их как бы от себя и о себе. Нет, они относятся к кому-то из потомков Давида по плоти. Давидово тело истлело, обратились в прах и тела других его потомков. Христос же — его Потомок по плоти, Который не остался в аду, и Его плоть не увидела тления».
Церковь абсолютно солидарна с только что процитированными мыслями святителя Николая. Вместе с этим мы верим, что сам Давид, может быть не вполне отчётливо, но понимал, что за его словами скрывается иной — высший — смысл, смысл, которому ещё лишь предстоит открыться и который был в полноте явлен в Христовом Воскресении.