
Фото: vishu/Unsplash
Шестого сентября тысяча девятьсот седьмого года епископ Тобольский и Сибирский, Антоний освящал новую Успенскую церковь в Богородице-Успенской женской обители, недалеко от села Рафайлово Тобольской губернии. Любуясь прекрасным двухэтажным каменным храмом, владыка вспоминал, как всего лишь семь лет назад на этом месте была небольшая молельная комнатка. И как с Божьей помощью всё преобразилось! Этот просторный храм был построен на пожертвования благотворителя обители, купца первой гильдии, Василия Яковлевича Мокеева.
Василий Мокеев родился в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году в купеческой семье города Шадринска Пермской губернии. Унаследовал дело отца и успешно торговал бакалейными товарами, мануфактурой и керосином. Василия Яковлевича земляки ценили за справедливость, ответственность и обязательность. Авторитет Мокеева был так высок и незыблем, что десять лет жители Шадринска единогласно избирали Василия Яковлевича городским головой. Мокеев служил городу безвозмездно, при нём Шадринск славился своей чистотой и ухоженностью. Неудивительно: каждое утро поднимался Василий Яковлевич ни свет, ни заря — в четыре часа — и отправлялся инспектировать состояние дорог, заборов и мостов родного города. Мокеев был грозой нерадивых чиновников и нечистых на руку лавочников: каждую жалобу разбирал лично.
Земляки были благодарны купцу за его весомый вклад в благоустройство города: он использовал собственные средства для строительства первой электростанции и телефонной станции в Шадринске. Также Мокеев принял финансовое участие в обустройстве прекрасного городского сада на месте берёзовой рощи: спроектировал и купил оборудование для фонтана.
В тысяча девятьсот седьмом году Мокеев купил, отремонтировал и оборудовал просторное, светлое здание, в котором открыли мужское семиклассное реальное училище. Немало жертвовал купец на Шадринскую женскую гимназию и второе мужское приходское училище. В годы неурожая отправлял муку в помощь голодающим сёл Шадринского уезда.
За пожертвования Христорождественнской церкви села Снигирёво Ишимского уезда Святейший Синод выразил Мокееву особую благодарность. Долгие годы Василий Мокеев был старостой Николаевского собора Шадринска, за его счёт заново расписали церковь и поновили иконостас.
Главным делом своей жизни Василий Яковлевич считал создание и благоустройство Богородице-Успенской женской обители, в народе именуемой «пустынькой». В тысяча девятисотом году Мокеев обратился к епископу Тобольскому и Сибирскому Антонию с просьбой разрешить построить недалеко от села Рафайлово Исетской волости Тобольской губернии часовню и организовать здесь женскую общину. Купец обязался обеспечить устройство общины денежным вкладом в размере шестнадцати тысяч рублей и принял на свой счёт устройство храма, ограды и дома для священника. Через три года в пустыньке появились два деревянных жилых корпуса для сестёр, а также был заложен двухэтажный каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Затем на территории обители с помощью Мокеева появились хозяйственные постройки: амбары, колодцы и скотный двор. Вокруг храма был разбит яблоневый сад, высажены другие деревья и кустарники.
Василий Мокеев заслужил того, чтобы потомки помнили о нём и его добрых делах. В две тысячи одиннадцатом году именем Василия Яковлевича Мокеева была названа улица города Шадринска, для которого он так много сделал.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема