
Семейные советы
Стоит мне только немного нарушить любые правила — и я сразу же попадаюсь. В частности, дорожные. Все паркуются в этом месте, и ничего, а как я однажды припарковалась — машину сразу же увезли на штрафстоянку. Все обгоняют тут по встречке, чтобы свернуть налево — а я полгода терпела, стояла послушно в пробке, а когда решилась повторить — сразу же задела зеркалом «соседа». Все перебегают дорогу в этом месте на красный, потому что зеленый долго не загорается, — а меня обязательно остановит невесть откуда взявшийся хранитель порядка и возьмет штраф.
«Вот не везет» — скажет кто-то. А я просто уже очень давно поняла, что мне нельзя нарушать. Причем ничего. Бывают такие люди, на самом деле они, наоборот, очень везучие. Обжёгшись на молоке, они дуют на воду. И просто считают должным действовать всегда по правилам. Дорожным, юридическим, социальным, религиозным, личным. Можно сказать, что таких людей хранит Бог — от того, чтобы оступиться, что-то нарушить, причинив таким образом себе или другим вред. И пусть меня сейчас кто-то будет считать перестраховщиком, я просто знаю, что мне так проще. И честнее. И детей к этому приучаю. Говорю: «Неважно, что кондуктор не подошел, сама пойди ему навстречу и заплати за проезд». «Тут нельзя перебегать, давай дойдем до пешеходного перехода». «На велосипеде нужно слезть, когда переходишь дорогу. Ну и что, что никого нет. Так написано в правилах дорожного движения, надо выполнять». «Пристегнись, пожалуйста, неважно, что нам ехать пять минут».
Иногда кажется, что нарушишь что-то маленькое — и вроде бы ничего, никто не заметил. Так, видимо, считал один наш сосед по коммунальной квартире. Каждый день он, работая на производстве по обработке дерева, выносил в пакетике по одной единице «вагонки». Этой «вагонкой», собранной, видимо, годами, у него был красиво отделан балкон. А что, мелочь ведь, на производстве и не заметили!
Если с детства взять себе за правило — стараться ничего не нарушать, это может оказаться очень полезной привычкой. В конце концов, это и в Евангелии сказано: «чувства навыком приучены к различению добра и зла».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема