Суть евангельского учения заключена в заповедях блаженства. Так называются девять кратких изречений, которые произнёс Иисус Христос во время Нагорной проповеди — ключевого эпизода Своей земной проповеди. Каждая из девяти заповедей блаженства говорит о том, как человек должен жить, чтобы почувствовать блаженство — то есть радость и счастье от Бога. Заповеди блаженства или просто — «блаженны» — поются, за редким исключением, на каждой Литургии. О смысле этого песнопения рассказывает священник Антоний Борисов:
Первая заповедь блаженства звучит так: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное». То есть счастливы нищие духом, потому что им дано будет Царство Небесное. «Нищие духом» — это смиренные люди, которые помнят, что без помощи Божией ничего доброго сделать не могут. Поэтому они не хвалятся и не гордятся. Следующая заповедь говорит нам, что Царство Небесное откроется тем, кто скорбит о своих грехах и старается их исправить: «Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся». Третья заповедь обещает счастье тем, кто кроток, то есть тем, кто терпеливо переносит все несчастья: «Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю». Четвертая заповедь блаженств говорит о том, что помощь от Бога получат те, кто ищет правды Божией, иными словами, стремится не грешить и поступать по совести: «Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся». Следующая заповедь обещает счастье тем, кто милостив, то есть милосерден и сострадателен к другим. Такого человека помилует Бог: «Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут». Шестая заповедь блаженства говорит, что счастье дано только человеку с чистым сердцем, тому, кто хранит себя от плохих мыслей, поступков и желаний: «Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят». Заповедь седьмая обещает блаженство тем, кто старается жить со всеми мирно и других мирить друг с другом. Этих людей Христос называет «миротворцами» и обещает, что они будут особенно любимы Богом: «Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими». Восьмая и девятая заповеди предупреждают нас, что жить по правде Божией не всегда легко и удобно. За верность Богу можно пострадать — быть изгнанным и обиженным. Но за такое терпение Христос обещает особую награду: «Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах».
Заповеди блаженства поются на Литургии всегда при открытых Царских вратах — центральных дверях иконостаса. В знак того, что если мы будем исполнять заповеди Божии, Царство Небесное окажется для нас открыто. Под пение «блаженных» из алтаря выносится Евангелие. Что тоже не случайно. Богослужебное Евангелие — символ учения Христа, суть которого заключена в заповедях блаженства. А теперь давайте послушаем заповеди блаженства в исполнении хора Киевской духовной академии.
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.