
Кол., 255 зач., II, 13-20.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом 19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы извлечь для себя полезный урок из того, что мы только что услышали, необходимо обратиться к более широкому контексту этого послания. Как мы помним, апостол Павел пишет письма христианским общин в связи с какими-то серьезными событиями, которые угрожают их здоровье смертельной опасностью. Именно такая опасность нависла над христианами города Колоссы, который располагался на территории Малой Азии.
Появились различные учителя, которые учили о том, что Христос — всего лишь посредник между Богом и миром. А потому, чтобы обрести спасение, мало верить в Него как Спасителя. Необходимо дополнительные вспомогательные средства, которые и помогут человек обрести Бога. Анализ текста послания указывает на то, что именно они имели ввиду. Во-первых, речь шла об астрологии. Именно на это намекает выражение «стихии мира». Это те духи, которые, по вере язычников, наполняли собой вселенную, одушевляли звезды, планеты и другие небесные тела. Помимо этого, речь шла о том, чтобы воздавать ангелам те же самые почести, что и Христу. Ведь они также посредники между Богом и этим миром. Наконец, речь шла о восстановлении иудейского обряда обрезания, а также о введении дополнительных аскетических правил, которые четко определяли бы, что человеку пить, что есть, когда и как соблюдать те или иные праздники. Все это значительно обременяли бы жизнь людей. Как говорят исследователи Нового Завете, учение, которое бы в результате получилось, напоминает гремучую смесь иудаизма и гностицизма, то есть языческой оккультной философии. Помимо своей ложности и зловредности оно отличается чрезвычайно сложными интеллектуальными построениями и запутанными духовными практиками. Ну и главное, там нет Христа. Поэтому апостол и предостерегает колосских христиан от этой опасности.
Казалось бы, какое отношение это имеет к нам, современным людям? Самое непосредственное. Порой кажется, что путь к духовному совершенству и ко спасению — особый путь. Для избранных. Для тех, кто овладел дополнительными знаниями путем особых интеллектуальных и духовных практик. Дескать, только в этом случае человек может встретить Истину. Поэтому часто и начинает блуждать человек по этой жизни. Тот путь, который предлагает ему христианство, кажется слишком банальным, детским, наивным. Сегодня апостол Павел четко и прямо заявляет нам: именно многосложность — это явный признак ложности. Бог же предельно прост. А потому и путь к нему доступен всякому. Единственное условие, которое человек должен выполнить, чтобы Его найти, — в простоте сердца довериться той Церкви, Которую Он некогда основал на земле, и постараться воплотить в своей жизни такие простые и понятные заповеди о любви к Богу и человеку.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема