
Кол., 252 зач., I, 24-29.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, 25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, 26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Однажды святому Антонию Великому, жившему уединенно в пустыне, явился дьявол. Злой дух обратился к Антонию с такими словами: «Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Но я не могу победить тебя!» Антоний выслушал слова дьявола, но ничего не ответил, никак не отреагировал на ложную похвалу. Злой дух тогда совсем отчаялся, ведь святой проявил самое ценное свое качество — смирение. Именно смирением Антоний победил дьявола. Оно оказалось для врага рода человеческого непреодолимой преградой. О ценности смирения рассуждали многие поколения православных подвижников и богословов. Пишет о смирении и апостол Павел в отрывке из послания к христианам города Колоссы. Колоссы или Хоны располагались когда-то в центре Малой Азии. Христианская община появилась там благодаря ученикам апостола Павла. Сам же Павел в Колоссах не бывал, хотя и собирался туда доехать. Послание к колоссянам было написано Павлом из римской тюрьмы, где он оказался по ложному доносу. Находясь в темнице, апостол не унывал. Более того, он даже радовался возможности пострадать за веру во Христа. Для Павла заключение стало частью личной Голгофы, его собственного креста. Апостол видит в своих страданиях добрый знак — признак того, что его служение угодно Богу. При этом в рассуждениях Павла нет никакой болезненности или умственного расстройства. Его мысль кристально чиста и логична. Если Христа за Его проповедь преследовали и обижали, ровно то же самое должно случиться и с тем, кто проповедует учение Спасителя. На пути такого человека неминуемо возникнут преграды и препятствия. Как же их преодолеть? Павел чужд любого экстремизма или насилия. Ему не свойственно думать, что можно принудить верить, заставить быть христианином. Для апостола вера — это чудо, таинственное внутреннее изменение человека. И он, Павел, скорее похож на акушера, помогающего новому христианину родиться на свет. Апостол со смирением стучался в сердца людей, бережно открывал им смысл сокровища Евангелия. Не каждый его проповедь сразу принимал, но были те, кто внутренне оттаивали и обретали затем веру. Сегодняшнее чтение учит нас смирению, которое заключается не в слабости и аморфности, а в готовности принимать участие Бога в нашей жизни, а также уважением относиться к позиции другого человека.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема