
У нас в студии были временно исполняющий обязанности настоятеля московского храма Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Геннадий Героев и заведующий кафедрой Церковной истории Московской духовной академии Алексей Светозарский.
Мы говорили об истории храма Иоанна Воина на Якиманке и о его духовенстве в годы Второй Мировой войны и в советское время. Разговор также шел о святом мученике Иоанне Воине: почему и за что христиане особенно чтят этого святого? Отец Геннадий рассказал, как этот храм стал частью его жизни.
А. Пичугин
— Здравствуйте, дорогие слушатели! «Светлый вечер» на светлом радио, сегодня четверг, и как обычно, в эфире — наша совместная программа радио «Вера» и музея и исследовательского центра «Советский союз: вера и люди». Директор музея — Ксения Толоконникова…
К. Толоконникова
— Добрый вечер, дорогие друзья!
А. Пичугин
— Я — Алексей Пичугин; один из учредителей музея «Советский Союз: вера и люди»…
К. Толоконникова
— …находится слева от меня в этой студии — Алексей Константинович Светозарский…
А. Светозарский
— Добрый вечер!
К. Толоконникова
— Профессор Московской духовной академии, заведующий кафедрой церковной истории… Что еще я забыла?
А. Пичугин
— Профессор Сретенской семинарии…
К. Толоконникова
— Профессор Сретенской семинарии, человек и пароход…
А. Пичугин
— И прочее, и прочее… Добрый вечер! И протоиерей Геннадий Героев, исполняющий обязанности настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке —здравствуйте!
Прот. Геннадий
— Здравствуйте!
А. Пичугин
— И сегодня мы будем говорить про удивительный московский храм — очень красивый, второго такого в Москве нет по архитектуре; храм, который не закрывался, храм, который пережил только в 20 веке, наверное, несколько важнейших эпох… Настоятель этого храма — ну, исполняющий обязанности настоятеля (в данном случае это, я думаю, для нашей программы…)…
К. Толоконникова
— Но уже много лет…
А. Пичугин
— Уже много лет, да, не один год. Отец Геннадий… А я насколько понимаю, отец Геннадий, до Вашего назначения…
Прот. Геннадий
— 17 лет я в этом храме, 17 лет…
А. Пичугин
— Да, Вы еще служили…
К. Толоконникова
— Вы были сначала клириком этого храма, и потом…
Прот. Геннадий
— Да-да, 17 лет…
А. Пичугин
— Будем сегодня про храм Иоанна Воина говорить.
К. Толоконникова
— Но да, поскольку история этого храма — она такая долгая и очень богатая, мы постараемся сосредоточить свое внимание именно на 20 веке, да — потому что это наша эпоха, это нас интересует в первую очередь. Тем более, что об архитектуре храма Иоанна Воина написано немало, есть исследования, да… Ну, хотя бы можно даже к Паламарчуку обратиться.
А. Пичугин
— Если вдруг кто-то не знает, Петр Паламарчук — составитель 4-х-томника знаменитого, многократно переизданного «Сорок сороков» про московские храмы.
К. Толоконникова
— Да, храм архитектурно действительно уникальный, это такое смешение очень органичное московского барокко, украинского барокко, я бы даже сказала, что там черты и строгановского барокко тоже присутствуют…
А. Пичугин
— Есть, да…
К. Толоконникова
— Ну, по крайней мере вот эта вот крыша, окрашенная в шашку такую очень жизнерадостную…
Прот. Геннадий
— Да, в шашечку…
К. Толоконникова
— Она, конечно, отсылает к строгановскому стилю. Но не об этом сегодня речь, а о 20 веке. Отец Геннадий, Алексей Константинович, ведь, насколько я понимаю, можно по пальцам одной руки пересчитать московские храмы, которые не только не закрывались, но и не были никогда обновленческими.
Прот. Геннадий
— Да…
А. Светозарский
— Да, конечно…
К. Толоконникова
— Вот, и храм Иоанна Воина — один из них…
А. Светозарский
— Относился, да…
К. Толоконникова
— Как это вообще возможно оказалось?
А. Светозарский
— Ну, возможно — ведь нужно было проявлять определенную твердость, а потом уже регулировали власти этот момент. Обновленцы… они кормились на кладбищах, в основном. Один из кладбищенских храмов был отдан григорианам — это сторонники григорианского течения, или Синод Григория Яцковского, которые не отличались там экстравагантными экспериментами какими-то или чем-то еще — они были вполне традиционными, но они были неканоничными. Да, вот там с 26-го года они существовали, 25-й, 26-й — появление раскола… А вот эти храмы были православными — на огромный район, по тем временам огромный в плане густозаселенности, было 2 храма: Николы в Кузнецах и Иоанна Воина, с одного конца Замоскворечья и с другого. Храм на Ордынке открыли в 48-м году…
К. Толоконникова
— Да, уже после войны он был открыт… И насколько я понимаю, в храм Ивана Воина — москвичи так его называли…
Прот. Геннадий
— Да, да, именно так!
А. Пичугин
— А я и не знал.
К. Толоконникова
— Да, «пойду к Ивану Воину», «Иван-Воин» — да, не говорили «Иоанн». И туда переместились многие святыни закрытых…
Прот. Геннадий
— Совершенно верно, да…
К. Толоконникова
— …и, увы, разрушенных храмов, в том числе вот этого…
А. Пичугин
— Иоакимо-Анновского храма…
К. Толоконникова
— …храма Иоакима и Анны, по которому Якиманка названа.
Прот. Геннадий
— Да, совершенно верно. Совершенно потрясающий храм был Иоакима и Анны. И на этом месте сейчас стоит памятник вот болгарскому революционеру Георгию Димитрову — совершенно такой, я считаю, никчемный памятник, и именно на этом месте он стоит. И это очень печально. Потому что сама улица, которой вернули это название — она, в общем-то, связана была с тем храмом, и улица носит название в честь родителей Божией Матери — мало у кого ассоциируется…
К. Толоконникова
— И теперь в голову даже никому… Какой-то Яким…
Прот. Геннадий
— Яким — это же, понимаете… Язык всегда ищет, стремится к упрощению. Поэтому в русском языке трудно произносить «Иоаким» — ну, для этого надо иметь определенное…
К. Толоконникова
— Ну, как Иоанн Воин — Иван Воин…
Прот. Геннадий
— Иоанн, да… Это не очень удобно, потому что вот эти гласные звуки — они не совсем, так сказать…
К. Толоконникова
— Они не свойственны нам…
Прот. Геннадий
— …не совсем удобоваримы для произношения. Поэтому язык стремится к упрощению. Поэтому говорили «Яким» в простонародье. «Яким», «Якиманка», «Яким и Анна»…
А. Пичугин
— А я абсолютно уверен — извините, что я вот сейчас не про Иоакима и Анну, не про улицу, а про храм — что необходимо, наверное, восстанавливать какие-то знаковые московские памятники. Вот буквально на днях мы говорили в этой студии про воссоздание — уже есть проект, уже проект утвержден — воссоздания храма Воскресения Словущего на Остоженке, недалеко от Зачатьевского монастыря.
К. Толоконникова
— Думаешь, надо?
А. Пичугин
— А он уже утвержден, этот проект!
А. Светозарский
— Поздно, Ксения Андреевна, поздно!
А. Пичугин
— Поздно, да… (смеются)
К. Толоконникова
— Потому что, например, есть вот такой очень печальный сквер на Покровке, да — на месте разрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы…
А. Светозарский
— Успения. Роскошный храм, да.
К. Толоконникова
— Да, Успения Пресвятой Богородицы. Как раз строгановское барокко…
А. Пичугин
— Нет, это вот ярчайший представитель московского, нарышкинского барокко…
К. Толоконникова
— Нет, это строгановское барокко, Леша!
А. Пичугин
— Ну, мы сейчас не будем спорить об архитектурных стилях. Я знаю, что ты против его воссоздания, мы об этом говорили не раз.
К. Толоконникова
— Ну как вот его воссоздать?
А. Светозарский
— Ну, Казанский воссоздали же…
Прот. Геннадий
— Казанский воссоздали, да. Я, кстати, служил в Казанском. Я почти 5 лет служил в Казанском.
А. Светозарский
— Иверские ворота воссоздали — ну что ж…
Прот. Геннадий
— Ну, вы понимаете, мне кажется, нужно все-таки считаться с современной, как бы сказать… с современным народонаселением, скажем так, вот этих улиц, понимаете? Якиманка, Пречистенка, Остоженка… Да вы же представляете, ну кто там живет? Количество живущих там, и можно ли их назвать «потенциально прихожанами»?
К. Толоконникова
— Вот в том-то и дело!
А. Пичугин
— Пускай не будет прихожан — он мне важен, понимаете, вот о чем я все время говорю — он для меня важен не как храм, он для меня важен — может быть, кто-то меня здесь не поймет — он для меня важен как какая-то важная такая московская опорная точка…
К. Толоконникова
— Кто-то тебя здесь не понял — это я.
А. Пичугин
— Да, после посещения Дрездена, например, я абсолютно уверен…
К. Толоконникова
— Ну, какие-то памятные вот такие вот точки должны быть. Просто как-то иначе, мне кажется, это надо делать.
Прот. Геннадий
— Иначе как-то отмечаться. Вы понимаете, ведь храмы необходимо содержать, вы понимаете — содержать!
К. Толоконникова
— Вот, вот!
Прот. Геннадий
— Мало построить храм — храм нужно содержать. Вот буквально на днях прошла информация о том, что в связи с налогом на углеводороды стоимость электроэнергии в России возрастет на… ну, немыслимые цифры, понимаете, немыслимые!
К. Толоконникова
— Да, да!
Прот. Геннадий
— Понимаете, это же все ложится на храмы! И не только…
К. Толоконникова
— А храмы в центре и без того содержать очень трудно.
Прот. Геннадий
— Совершенно верно.
К. Толоконникова
— И мы возвращаемся к раннесоветской поре, когда храмы как раз душили налогами вот. И храму Иоакима и Анны, закрытому и разрушенному, отдавшему свои святыни храму Иоанна Воина. Какие именно реликвии из храма Иоакима и Анны переместились к вам?
Прот. Геннадий
— Ну, во-первых, у нас есть потрясающей красоты икона — «Встреча Иоакима и Анны».
К. Толоконникова
— «…у Золотых ворот»…
Прот. Геннадий
— Да. Эта икона, вы знаете, интересна тем, что это — ну, редкое изображение, где они прильнули друг к другу в таком любовном порыве…
К. Толоконникова
— И целомудреннейшем… Это такая трогательная икона!
Прот. Геннадий
— Да, буквально… там вот чувствуется это притяжение, и много-много клейм — сейчас не помню количество — вся икона в клеймах, обрамлена клеймами. И все это настолько хорошо сохранилось, хотя икона сама по происхождению старше нашего храма. То есть, она из того храма — Иоакима и Анны, а тот храм был, естественно, старше. И поэтому…
К. Толоконникова
— А храм Иоанна Воина — это начало 18 века…
А. Светозарский
— Да, петровская архитектура…
Прот. Геннадий
— Да… Я никогда не забуду — я только пришел в этот храм, и жена французского посла — был такой Пьер Морель…
А. Пичугин
— И тут все улыбнулись как-то невольно…
К. Толоконникова
— «И жена французского посла»… Я даже как-то вздрогнула!
Прот. Геннадий
— Да, жена французского посла Ольга — она была русская, православная, наша эмигрантка — посол с ней познакомился (будущий посол с ней познакомился) в Париже. А она сама была искусствоведом, как раз специалист по иконописи. Я никогда не забуду, как я застал ее однажды в храме, когда она с лупой — с лупой! — рассматривала вот эти клеймы у этой иконы. И тогда она мне сказала фразу, которую я никогда не забуду — я только пришел тогда в этот храм, был назначен, она сказала: «Вы знаете, здесь много ценных икон, но вот это — икона, которой нет цены». Вот эта фраза была ею сказана — потому что на самом деле эта вот икона Иоакима и Анны…
К. Толоконникова
— Она 17 века, да, по-моему?
Прот. Геннадий
— Да, это икона 17 века.
А. Пичугин
— Приходите все — она в храме Иоанна Воина.
К. Толоконникова
— Мне прямо захотелось вот еще раз побывать — я давно не бывала у Ивана Воина…
А. Пичугин
— Я тоже давно не бывал. Каждый день мимо него проезжаю на работу…
К. Толоконникова
— Да, я тоже, очень часто.
А. Пичугин
— И вот прохожу мимо… А внутрь заходил очень давно последний раз. На венчании друзей, кажется.
К. Толоконникова
— Леш, пойдем, сходим.
А. Пичугин
— Да, надо — тут совсем рядом.
Прот. Геннадий
— Да, милости просим! И сам иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты — мастерами Оружейной палаты создан иноностас нынешний… Причем он не первоначальный в этом храме, да? Вот я только что был в коротком отпуске, и был в Пятигорске, и был у подножия Машука, где дуэль состоялась Лермонтова. Имя Лермонтова прямо связано с нашим храмом. Потому что этот иконостас, который сейчас вы видите — он свидетель крещения маленького Михаила Юрьевича Лермонтова. Этот иконостас был…
А. Светозарский
— В Трех Святителей…
Прот. Геннадий
— Да, был в храме Трех Ворот… Трех Святителей у Красных Ворот. И под предлогом строительства метро в свое время этот храм был взорван, был уничтожен. И вот этот иконостас очень органично (по совету Барановского, знаменитого архитектора) был перемещен в этот храм, потому что это тоже барокко. Иконостас барочный, и очень вписался — необыкновенно вписалась эта эпоха, потому что тот храм был того же времени, и иконостас просто как будто создан для нашего храма — хотя он и из того храма, который не существует. И не только, так сказать… Генерал Скобелев — его отпевали в том храме при этом иконостасе. Так что иконостас повидал, да…
К. Толоконникова
— То есть вот в храме Иоанна Воина как раз сохраняется память о многих и многих московских храмах, которых ныне уже нет, не существует — которые не пережили вот этой богоборческой эпохи. А какие еще храмы оставили там свои как бы такие… «послания в бутылках»?
Прот. Геннадий
— Ну, во-первых, во многом сохранность икон и вообще утвари в нашем храме, конечно, во многом благодаря подвижнической, исповеднической такой жизни отца Александра Воскресенского, который долгие годы был настоятелем храма. Вот владыка Питирим…
К. Толоконникова
— Он умер в 50-е, да?
Прот. Геннадий
— Умер, по-моему, в 50-е, да…
А. Светозарский
— Он скончался, да… Он до 49-го был настоятелем, потом, видимо, болел, и в 50-м он умер.
А. Пичугин
— А начинал?
А. Светозарский
— А начинал он в 30-е годы, а именно — ровно в 30-м году он перешел из храма преподобного Марона Пустынника…
К. Толоконникова
— Тоже поблизости…
А. Пичугин
— Через реку…
А. Светозарский
— Да… Удивительный человек.
Прот. Геннадий
— Владыка Питирим был у него духовным чадом, владыка Питирим — при отце Александре.
А. Светозарский
— И отец Иоанн Крестьянкин был с ним, и отец Василий Серебренников…
Прот. Геннадий
— Да, отец Иоанн Крестьянкин служил в Иоанно-Воинском храме, кстати.
А. Светозарский
— Он учился у него — тот готовил священников частным образом, будущих…
Прот. Геннадий
— Он настолько был необычным, отец Александр — он не боялся ходить в духовном платье, в духовной одежде. Он в рясе, в подряснике ходил по улицам…
К. Толоконникова
— Об этом сохранились воспоминания, да?
Прот. Геннадий
— Да. Это было категорически запрещено. Его постоянно вызывали по этому поводу на, так сказать, «беседы» — скажем так…
А. Пичугин
— А у вас же клирик вашего храма — знаменитейший отец Николай Ведерников? Я не знаю, приезжает ли он на службы…
Прот. Геннадий
— Да, слава Богу, жив — не здоров, но жив. К сожалению, батюшка почти ослеп, он самостоятельно не может служить, но мы его всячески поддерживаем, опекаем, у нас есть группа поддержки, которая за ним ухаживает…
К. Толоконникова
— Как это ценно! Потому что, к сожалению, бывает так, что священник не может больше служить по возрасту и остается всеми забыт. Это так горько бывает.
Прот. Геннадий
— Нет, отец Николай Ведерников — мы постоянно интересуемся его здоровьем, постоянно с ним, так сказать, общаемся…
А. Пичугин
— Но в храме он не бывает?
Прот. Геннадий
— Но в храме он не бывает, к сожалению — его опекают его близкие люди из храма в Новой Деревне, где служил отец Александр Мень, и мы его просто всячески поддерживаем. Это, кстати, один из немногих… Это близкий друг покойного владыки Антония Блума, который служил… любил служить в этом храме, когда приезжал в Москву, многократно служил в храме Иоанна Воина, благодаря отцу Николаю. Вот, а на квартире у отца Николая они устраивали беседы…
К. Толоконникова
— Встречи, да…
Прот. Геннадий
— Встречи, за что он в свое время и пострадал — отец Николай пострадал за это, потому что к нему были вопросы: «Как так? Такой вот активный антисоветчик — Вы его принимаете в квартире, и он ведет там беседы определенные».
А. Пичугин
— А он же еще в 40-е… уже в 40-е годы писал духовную музыку — он же композитор!
Прот. Геннадий
— Да…
А. Пичугин
— Он в 42-м году был иподиаконом одного из архиереев?
Прот. Геннадий
— Совершенно верно. Он закончил два факультета Московской консерватории. Отец Николай — очень образованный человек, как его покойная матушка, которая, кстати говоря, принадлежала к роду Бенуа — между прочим, мало кто об этом знает…
К. Толоконникова
— Бенуа был очень разветвленный род, такое семейство…
Прот. Геннадий
— Да, Нина Аркадьевна — она была необыкновенно такой интеллигентнейшей женщиной, такой, знаете… аристократкой духа была. И было очень приятно всегда с ней общаться… И отец Николай лично отпевал в этом храме Святослава Рихтера, который был прихожанином и лично знал отца Николая; он отпевал Альфреда Шнитке в этом храме, который жил на Дмитрия Ульянова — не так далеко от храма, да, и был прихожанином… Нет, ну это известный очень человек.
А. Пичугин
— Мы напомним, что это совместная программа радио «Вера» и музея «Советский Союз. Вера и люди». Протоиерей Геннадий Героев, исполняющий обязанности настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке, и Алексей Светозарский, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, здесь, в этой студии.
К. Толоконникова
— История храма Иоанна Воина в 20 веке настолько богата, это такой клубок, что за какую ниточку ни потяни — всюду какой-то интересный сюжет. Я вот сейчас хочу процитировать, пока не позабыла, воспоминания Никиты Кривошеина — представителя вот такой интересной реэмигрировавшей сюда из Парижа, из Франции, семьи — а потом постепенно перебравшейся обратно во Францию опять. Вот он вспоминает: «Осенью 1952 г. я оказался в Москве студентом, и благодаря покойной Нине Константиновне Бруни (…) нашел дорогу в храм Иоанна Воина на Якиманке. Там были службы и пение — как в парижское отрочество. Там — не помню, как вышло — я изумленно слушал богохульственную панихиду „Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего Иосифа…“. Месяц спустя, в Великую Пятницу утром, сообщили о прекращении дела врачей-отравителей. Прихожанин этого храма Иван Бруни с уверенностью сказал: „Наши скоро вернутся!“ (из Воркуты и Тайшета). И в этой церкви я свыкся с „коллективными исповедями“ (…), привык к совмещениям в одном пространстве и времени главных событий жизни: у алтаря шли венчания, в приделах — конвейерные крещения и одновременно — серийные отпевания… Освоить надо было и отгороженность, почти недоступность священников». Ну вот в последних словах мы узнаем такую обычную жизнь советского храма в крупном городе…
Прот. Геннадий
— Храм был очень посещаемый. В советские времена, когда храмов было… по-моему, 40, Алексей Константинович, если не ошибаюсь?
А. Светозарский
— Ну, чуть больше, около 50. Ну это считая все, в которые доступа не было, в Издательском отделе который был, в Новодевичьем — в один не попадешь…
Прот. Геннадий
— Битком был храм на большие праздники — я это хорошо помню, потому что я был вот еще студентом, только начал учиться в университете — и я приходил… На паперть нельзя было войти в большие праздники!
А. Светозарский
— Да, чуть опоздал — всё!
К. Толоконникова
— При том, что было, конечно… Служили несколько литургий, да?
Прот. Геннадий
— Да…
К. Толоконникова
— Две, а может быть, даже и три?
А. Светозарский
— До трех.
Прот. Геннадий
— Да. Сейчас две служим по-прежнему…
К. Толоконникова
— По праздникам?
Прот. Геннадий
— По праздникам и воскресеньям. В праздники и воскресенья — две литургии.
А. Пичугин
— А вы помните, отец Геннадий, как в Вашу жизнь вошел храм Иоанна Воина? Еще ведь это наверняка произошло до того, как Вы были назначены?
Прот. Геннадий
— Это произошло после того, как я вернулся из Марокко. Моя последняя командировка была в Марокко, где достаточно долго я служил еще и на французском языке — потому что это франкоязычная колония, где почти все марокканцы, кстати говоря, говорят по-французски, и с Францией у них такие близкие отношения… И в самолете, который летает 5 раз в день из Парижа в Рабат, всегда можно было встретить французов, которые везли с собой какие-то садовые принадлежности, как вот мы ездим в деревню, на огороды свои — так же вот французы летают в Марокко.
К. Толоконникова
— А у них там огородики? Картошка?
Прот. Геннадий
— Во-первых, у них там — их дома, скажем так. Мало кто знает, что, скажем, в марокеше имена многих-многих известных французов — они все там живут в определенный период года. Туда приезжают и Катрин Денёв, и Жан-Поль Бельмондо, и у всех у них там свиты гнездышки, в Марокко. Эта страна — очень комфортная в плане климата, очень комфортная. В Марокко не бывает жары — мало кто это знает — не бывает жары, которая бывает иногда в Москве…
К. Толоконникова
— Ну вообще, честно говоря, с жиру люди бесятся — при том, что у них есть свой Лазурный берег…
Прот. Геннадий
— Лазурный Берег очень дорогой! Это вот одна из причин. Когда я приехал в Марокко, первый человек, кого я встретил — это была Марина Дмитриевна Шереметьева. Ей было 90 с лишним, когда я приехал туда. Это прямой потомок Шереметьевых, наследница усадьбы Шереметьевых, усадьбы Астафьева, усадьбы Кускова… И она мне сказала — они долго жили в Париже, но почему они там оказались? Потому что невозможно было содержать даже бонну! Без бонны трудно было себе представить жизнь?
А. Светозарский
— Да просто невозможно!
К. Толоконникова
— Естественно… Ну, а как? (смеются)
Прот. Геннадий
— А бонну содержать нельзя было! Было очень тяжело… Поэтому в свое время они узнали, когда жили во Франции, что есть такая страна с молочными реками и кисельными берегами, где все дешево. Вот они так оказались в Марокко. Поэтому на русском кладбище в Марокко похоронены удивительные люди — если я вам буду перечислять эти имена, вы просто придете в изумление, что они умерли там…
К. Толоконникова
— Я вот слушаю отца Геннадия… Отец Геннадий — как кот-баюн такой, какие-то такие разворачивает свитки интересные…
Прот. Геннадий
— На берегу океана русское кладбище — на берегу океана!
К. Толоконникова
— Там чудеса, там леший бродит…
А. Пичугин
— Мы про Марокко сделаем отдельную программу — мы уже про это говорили с вами…
К. Толоконникова
— Да-да-да, договорились уже!
А. Пичугин
— Да, а вот храм Иоанна Воина на Якиманке все-таки как в Вашу жизнь вошел?
Прот. Геннадий
— Сейчас мы сказали, как у нас получился разговор у Шереметьевой…
К. Толоконникова
— Вы сказали, что храм Иоанна Воина вошел в Вашу жизнь после того…
А. Светозарский
— По возвращении…
К. Толоконникова
— …как Вы вернулись из Марокко…
Прот. Геннадий
— Да, совершенно верно, это связано. Святейший патриарх Алексий поинтересовался после возвращения, на службе когда я подошел к нему — вот он спросил, как у меня с французским языком. Я говорю, что «владею свободно, Ваше святейшество». А так как этот храм прямо связан с французским посольством, потому что он физически находится напротив, и потом, французы всегда в этот храм приходили… И даже вот я сейчас упомянул о супруге французского посла — мы их венчали в нашем храме, французского посла с его женой мы венчали в нашем храме, на французском языке. И поэтому совершенно естественно, что из-за связей с Францией там необходим был священник, который мог бы проводить экскурсии, проводить определенные какие-то требы на французском языке…
К. Толоконникова
— А я так понимаю, что вот и в советское время вот эта вот традиция таких организованных экскурсий, посещений для интуристов, для дипломатов в этот храм — она существовала, да?
Прот. Геннадий
— Было, да, да…
К. Толоконникова
— То есть, показывали, что называется, свободу Церкви…
Прот. Геннадий
— Совершенно верно. Это одна из причин, почему храм не был закрыт или взорван, как многие храмы. Потому что, например, судьба храма на Преображенской площади — почему его постигла? Одна из причин — то, что отдаленный район, окраина Москвы, понимаете? И поэтому это безбедно прошло. Взрыв храма на Преображенской площади прошел без особых последствий.
А. Пичугин
— Ну еще и все-таки фактор митрополита Николая Ярушевича…
Прот. Геннадий
— Да, безусловно.
А. Светозарский
— Вот мы, кстати, говорили сейчас — надо, не надо восстанавливать… Но это было дело чести — такой храм восстановить, учитывая обстоятельства, при которых он был закрыт — людей обманули, обманом выманили из храма…
К. Толоконникова
— Да, да…
А. Светозарский
— И все равно его уничтожили…
Прот. Геннадий
— Это был единственный действующий храм…
А. Светозарский
— Который был взорван, да… И в те же годы снесли там же, на Якиманке, Казанскую…
Прот. Геннадий
— Казанскую церковь…
А. Светозарский
— Казанскую церковь, да, которую Шмелев воспел…
А. Пичугин
— Кинотеатр «Гавана»…
Прот. Геннадий
— «Авангард»…
А. Пичугин
— Ой, извините — «Авангард»…
А. Светозарский
— Покойный отец Николай Смирнов, мой предшественник (один из) по преподаванию истории в нашей академии, он ведь — уроженец Риги, и его судьба схожа с судьбой святейшего Алексия, только тот — в Таллине, этот — в Риге… До войны еще там он учился, ну, уже потом доучивался. И конечно, вот когда он рассказывал, как он приехал поступать уже в семинарию с отцом (отец — священник), на такси из Внуково они едут — и такая громада в византийском стиле, этот храм, напоминающий Рижский собор Христорождественский, и дальше — как удар такой: надпись «Авангард». Еще был очень смешной момент — ну, такой трагикомический: показывают фильм там в 60-е годы, что-то из румынской жизни, и румынский коммунист, герой фильма, говорит, что вот, «будут говорить, что коммунисты закрывают храмы и устраивают кинотеатры» — и такой хохот в зале после паузы, потому что все сидят в закрытом храме, все об этом знают, и по контрасту с этим текстом, конечно, эффект был комический.
Прот. Геннадий
— И вот это — одна из причин, кстати говоря. Тоже такое, знаете… На слишком видном месте находится храм — нельзя было его закрыть, потому что мы официально говорили, что у нас свобода религии, Церкви…
К. Толоконникова
— Ну, в 30-е-то годы, конечно, можно было… В 30-е годы храм как-то выжил — я думаю, конечно, что героическими усилиями как раз отца Александра Воскресенского, прихожан…
А. Светозарский
— Молитвами его, да — он такой был молитвенник…
Прот. Геннадий
— Без всякого сомнения, да, без всякого сомнения…
К. Толоконникова
— А потом уже, в 50-60-е годы, «видность» места — она как-то…
Прот. Геннадий
— Имела значение…
К. Толоконникова
— Имела значение, да…
А. Пичугин
— Мы сейчас прервемся на минуту — я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня — протоиерей Геннадий Героев, исполняющий обязанности настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке, Алексей Светозарский, профессор Московской духовной академии, заведующий кафедрой церковной истории, профессор Сретенской духовной семинарии. Наша программа сегодня, я напомню, как всегда по четвергам — совместная с музеем «Советский Союз: вера и люди» (музей и исследовательский центр), Ксения Толоконникова — директор этого музея, я — Алексей Пичугин. Мы через минуту вернемся.
А. Пичугин
— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что вы слушаете совместную программу с музеем и исследовательским центром «Советский Союз: вера и люди». Директор музея Ксения Толоконникова здесь, в этой студии…
К. Толоконникова
— Добрый вечер еще раз!
А. Пичугин
— Еще раз, да… Я — Алексей Пичугин… Один из основателей и учредителей музея — Алексей Светозарский, профессор Московской духовной академии, заведующий кафедрой церковной истории в академии, профессор Сретенской семинарии; протоиерей Геннадий Героев, исполняющий обязанности настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке — еще раз добрый вечер, здравствуйте!
Алексей Константинович, к Вам вопрос у меня тот же, что к отцу Геннадию перед перерывом — в Вашу жизнь как храм Иоанна Воина вошел? Потому что мы с Вами здесь, в этой студии, говорили про храм — Никольский храм, храм святителя Николая, который находится в Хамовниках, который находится через реку, через Крымский мост фактически по диагонали…
К. Толоконникова
— То есть, по советским временам, это получается ближайший открытый храм. И вот этот храм Ивана Воина и Никольский в Хамовниках — это два соседа.
А. Пичугин
— И Обыденский — таким треугольником…
К. Толоконникова
— И Обыденский, да…
А. Светозарский
— Но они в разных районах — а это было очень важно, потому что считали по районам количество действующих храмов, сколько там оставить и так далее. Вот, а это за рекой… И такая была интересная история о человеке, который не был прихожанином храма Иоанна Воина. Местный житель, Бабьегородские переулки — он сейчас уже покойный, Владимир Сергеевич, наш многолетний алтарник в Хамовниках… И вот он, будучи, ну, осознанно верующим человеком с детства, с каких-то, может быть, юных лет, я не знаю… Он пришел в алтарь в год моего рождения… Он ходил в Хамовники, а рядом с домом не ходил. Я не знаю, какая тут причина — не светиться… На работе знали, что он верующий. Он был такое вот подобие… похож на Гошу из «Москва слезам не верит» — он был мастер на все руки. То, что там кто-то в голове придумал — он своими руками воплощал. Говорил, что его четыре раза выгоняли с работы — видимо, какой-то страх был у него от этого… Может быть, потому что у него был там батюшка, который как-то вот не боялся опекать молодежь — может быть, поэтому. А в мою жизнь в студенческие годы, когда я любил ходить по московским храмам, этот круг можно было проходить довольно регулярно — храмов было немного. Я там бывал — вот как-то мне запомнились службы на Светлой седмице — он такой радостный, он такой нарядный…
К. Толоконникова
— Да, он пасхальный такой…
А. Светозарский
— Вот у него, кстати, брат есть — это собор Заиконоспасского монастыря, где зачиналась наша академия.
Прот. Геннадий
— Они похожи, очень похожи…
К. Толоконникова
— Это так, да.
А. Светозарский
— И даже балюстрадка, на которую я один раз не знаю, каким образом забрался во время киносъемок. Я скажу вам, это очень сильное впечатление, если нет страховки. Она оказалась очень низенькой…
А. Пичугин
— Она практически вплотную, наверное, к стене?
А. Светозарский
— Нет, наоборот — там довольно большая площадка, а сама оградка — она такая… Не знаю…
К. Толоконникова
— По колено, я думаю, приходится… Да, но вот интересно еще то, насколько я понимаю, что несмотря на переполненность всегдашнюю храма Иоанна Воина, там было много прихожан из интеллигенции.
Прот. Геннадий
— Да, это правда.
К. Толоконникова
— А Вы, отец Геннадий, Вы еще застали кого-то из тех старых прихожан, когда Вы пришли туда служить?
Прот. Геннадий
— Вы знаете, до сих пор, я должен сказать, что удивительно — если вот так поговорить с людьми, то очень много людей таких творческих профессий — например, есть художницы, художники… Вот здесь рядом — Центральный дом художника, который сейчас уже филиал стал Третьяковской галереи… И вот очень много людей, которые владеют иностранными языками, что удивительно. Потому что есть преподаватели из лингвистического университета Мориса Тореза…
К. Толоконникова
— Тоже, в общем, не дальний край…
Прот. Геннадий
— Да, и как-то вот совершенно… У нас нет такого, знаете вот, скажем… Молодежь часто говорит: «Я не хожу в храм, потому что вот там кликушки, кликушки на меня набрасываются…» — вот «накликушество», да… Вот никогда в этом храме я за 17 лет не мог сказать, что у нас «кликуши» — у нас их и нет. Нет кликуш! Нет такой категории — старушек, которые набрасываются на молодежь, скажем, бесконечно делают им замечания, ставят их на место… Нет у нас такого! Если это и есть — то это как исключение, это какие-то чужеродные элементы. Поэтому храм очень благожелателен ко всем людям ищущим, пытливого ума, и никаких особых таких вот, знаете, замечаний в лицо или, тем более, каких-то оскорблений, как это бывает, случается — нельзя запрограммировать, к сожалению, потому что количество болящих людей, оно не уменьшается…
К. Толоконникова
— Это так, да. Вот у нас в музее есть любимый экспонат — очень мы его любим. Это такой календарь, патриархийный церковный календарь на 50-й год, и там неведомый держатель этого календаря разметил церковные праздники: когда в какой храм (не закрывавшийся, естественно, открытый) нужно идти. И вот, естественно — мученика Иоанна Воина подчеркнуто, и помечено, что надо идти в Иоанна Воина. А в какие еще дни вот в советскую пору верующие москвичи шли целенаправленно именно вот в Ивана Воина?
Прот. Геннадий
— Я вам хочу сказать, что вот, казалось бы: 12 августа, престольный праздник храма — это самый разгар лета…
К. Толоконникова
— Да — отпуска…
Прот. Геннадий
— Да, все люди в отъезде, отпуска… И вообще летом любой вам скажет, что в центральных храмах — любой настоятель вам скажет, что резкое падение прихожан. Все разъезжаются…
К. Толоконникова
— «С посещаемостью, дорогие братья и сестры, у нас плохо» — я помню вот, да, слова одного батюшки…
Прот. Геннадий
— Летом храмы очень и очень значительно опустошаются — из-за того, что все в отъезде, причем до глубокого сентября, а иногда и до октября…
К. Толоконникова
— К Покрову стягиваются…
Прот. Геннадий
— А вот на 12 августа — удивительно, что в разгар лета в храме всегда много людей, причем этих людей я не вижу в другие дни — то есть, они специально приезжают из разных районов. Есть люди из Мытищ, из Долгопрудного, с кем ни поговоришь — издалека! Вот этот день знают, любят…
К. Толоконникова
— И эти люди ездят уже много лет…
Прот. Геннадий
— Именно конкретно, да. Конкретно к иконе Иоанна Воина — люди чувствуют его заступничество, его помощь, потому что люди по-прежнему попадают очень многие в разные неприятные житейские ситуации, много скорбей, много всякого рода мошенничеств, обманов, краж вот… А Иоанн Воин считается покровителем как раз вот тех самых житейских случаев, когда это происходит. И я сам свидетель — удивительные вещи происходят, удивительные вещи, понимаете! Люди находят… казалось бы, уже потеряли всякую надежду найти свои документы какие-то важные — и они находят… Потому что молятся, приходят, стоят, так сказать, умоляют о помощи — и происходит реальное чудо. Просто об этом чуде никто не кричит, не пишет, не создают какую-то рекламу этим чудесам. Но они реальны — потому что я знаю людей этих.
А. Светозарский
— Батюшка, ну, наверное, еще — Гурий, Самон и Авив…
К. Толоконникова
— Да, я вот тоже об этом хотела спросить…
Прот. Геннадий
— А Гурий, Самон и Авив — покровители семейной жизни. И тоже, кстати говоря, в конце ноября у нас праздник…
К. Толоконникова
— А почему Гурий, Самон и Авив? Это же придел, да?
А. Светозарский
— Да, придел. А больше нету…
Прот. Геннадий
— Вот я вам хочу сказать, что святые благоверные Петр и Феврония, которые сейчас у нас считаются вот как бы …
А. Пичугин
— Относительно недавно — в отличие от Гурия, Самона и Авива…
Прот. Геннадий
— А Гурий, Самон и Авив считаются древними покровителями семейного благополучия, семьи… Потому что достаточно вот почитать житие Гурия, Самона и Авива, чтобы понять, что это древнее установление Церкви — именно к ним обращались во всякого рода трудных жизненных обстоятельствах, семейных обстоятельствах. А уже потом — сейчас, в наше время стали складываться вот Петр и Феврония как почитаемые семейного счастья покровители. Но это древние святые, о которых я говорю, понимаете? И поэтому совершенно естественно, что люди это знают, помнят. И вот в конце ноября, когда у нас престольный праздник — 28 ноября — у нас очень много людей. Очень много людей, которые стекаются в этот день.
К. Толоконникова
— И естественно, что так оно было в прежние годы — тем более, я думаю, было еще больше…
Прот. Геннадий
— И в прежние годы! Накануне Филиппова Рождественского поста, накануне заговенья практически — это вот наш престольный праздник, очень посещаемый по-прежнему. И также — великомученица Варвара, потому что не нужно забывать, что мощи великомученицы Варвары, их значительная часть — в частности, ее перст с перстнем — хранится у нас в храме. Раньше они были на Варварке, в храме великомученицы Варвары, а после закрытия храма вот перешли к нам.
К. Толоконникова
— Вот еще одна реликвия, нашедшая себе пристанище в храме Иоанна Воина.
А. Светозарский
— Там очень много еще частиц мощей. Есть традиция в храме — пополнять вот эту вот сокровищницу…
Прот. Геннадий
— Да, и мощи эти — из разных храмов, и в частности, из кремлевских соборов, были в свое время перенесены к нам, в качестве хранилища использовали храм, потому что, еще раз говорю, что, так как он не закрывался, в нем видели вот сохранность, способ сохранения мощей — совершенно естественно. Поэтому мощей много, раньше они у нас были в общем доступе, любой мог к ним приложиться. Но после нескольких попыток, так сказать, всякого рода… Ну, трудно сказать «ограбление»…
К. Толоконникова
— Украсть?
Прот. Геннадий
— Украсть — были попытки украсть мощи, да… Были попытки, да — потому что мы не можем ежечасно присутствовать, «стоять» над ними, поэтому, естественно совершенно — люди приходят, не все можно проконтролировать — были попытки ограбления… Поэтому мы их спрятали в алтарь и выносим эти мощи в определенные дни на определенные службы, когда читаются акафисты, когда все могут приложиться. Но они сейчас вне доступа…
К. Толоконникова
— Такого… постоянного?
Прот. Геннадий
— Да, постоянного.
К. Толоконникова
— Понятно… Вот слева от меня сидит Алексей Константинович, и я вижу перед ним большой лист бумаги, и на нем много каких-то интересных записей. Алексей Константинович…
А. Светозарский
— Мало записей — это я уж так, для памяти…
К. Толоконникова
— Поделитесь — а то у нас сейчас время закончится, и мы не успеем.
А. Светозарский
— Нет, ну, мы говорили о 12 августа — 12 августа 41-го года, служение блаженнейшего митрополита Сергия. И в третий раз он обращается к православному народу…
К. Толоконникова
— В храме Иоанна Воина?
А. Светозарский
— Да… Ну, первое — это вот послание, затем 26-го — вот проповедь «Очистительная гроза», и вот дальше, 12-го — потрясающая совершенно проповедь… Я считаю, недооцененная — недооценено ее значение, да, недооценено… Он благословляет молиться за воинов! Вот у нас там какие-то разговоры — я считаю, совершенно ненужные и абсурдные — крещеное войско, некрещеное войско… Ну что, человек за тебя жизнь отдает — а ты спрашиваешь: «Как ты понимаешь соотношение Лиц Святой Троицы, и как у тебя…»? Конечно, нет — это глупость. Но отношение Церкви к этому Сергий выразил — он говорит о том в этой проповеди… Она посвящена не каким-то патриотическим мотивам — хотя они там, естественно, присутствуют, на злобу дня… Он благословляет молиться за воинов, в том числе и погибших уже — уже есть первые погибшие…
К. Толоконникова
— Ну конечно, и их много…
Прот. Геннадий
— Август-месяц…
А. Светозарский
— Все мы помним — все мы помним, и все уже понимают, что это будет за война, все мы помним эти горы записок, да…
К. Толоконникова
— Подождите: уже вот 12 августа — какие города уже взяты?
А. Светозарский
— Уже Минск точно взят…
К. Толоконникова
— Минск уже взят…
Прот. Геннадий
— Да…
А. Светозарский
— И мы помним эти кипы записок — вот я по студенческим годам помню… Ну, воина Петра, Ивана… воина Таисии даже — там такое могло встречаться!
А. Пичугин
— Это мужское или женское? Мало ли…
А. Светозарский
— Женское — она, воин… И горе пришло почти в каждую семью. И вот Сергий благословляет: «Молитесь, потому что вы не знаете, о чем думал человек в последний момент». Вот так он решает этот вопрос. Это имело огромное значение для миллионов верующих людей.
А. Пичугин
— Это было в храме Иоанна Воина, да?
А. Светозарский
— Иоанна Воина, да…
К. Толоконникова
— И верующая мать, таким образом, могла поминать своего сына-комсомольца…
А. Светозарский
— Ну да — если он крещен…
А. Пичугин
— Ну, тем более, что верующая мать, наверное, сына-комсомольца когда-то да крестила…
А. Светозарский
— Ну конечно, да, да…
Прот. Геннадий
— Понимаете, само посвящение главного престола Иоанну Воину — оно для нашей страны настолько символично, что ли… Потому что, во-первых, начнем с того, что единицы храмов посвящены людям, которые, ну… вне сана — не монахам, не преподобным, не святителям — понимаете…
К. Толоконникова
— Да, да… А вот тоже интересный момент: почему — если говорить о воинах — почему Федору Стратилату довольно много храмов посвящено…
А. Светозарский
— Ксения Андреевна, он — офицер, а это — солдат…
Прот. Геннадий
— Да, светский человек, из мира — и ему посвящен храм, вы представляете? Причем — в центре Москвы! Это удивительно! У нас же, если мы так посмотрим — ну, у нас считанное количество людей из мира, кому посвящены храмы. Например, ну, там, Симеон Верхотурский — просто мирянин, да; Феодор Ушаков — вот сейчас храм есть…
К. Толоконникова
— Василий Блаженный… Ну, это Покрова-на-Рву, конечно…
Прот. Геннадий
— Василий Блаженный, да…
А. Пичугин
— Артемий Веркольский…
Прот. Геннадий
— Да, но это все равно, понимаете — единичные случаи.
К. Толоконникова
— Это правда, да, это так. И конечно вот, храм Иоанна Воина — и символично, что там эту проповедь произнес тогда еще митрополит Сергий…
А. Пичугин
— Давайте поговорим — тем более, что время-то наше потихоньку идет — мы все-таки мало сказали про историю храма в то время вот, которое нас интересует — послевоенное и до Крещения Руси, до 88-го года. А это — значимая история. Все-таки храмов в Москве, как мы уже говорили, сколько — порядка 50, да?
А. Светозарский
— Ну, это уже к финалу — а в те годы же не входили новые районы…
А. Пичугин
— Да, да — ну, вошли они в 60-е…
А. Светозарский
— На время войны — около двух десятков.
А. Пичугин
— И храм Иоанна Воина, безусловно, среди них значим весьма. Рядом — еще один не закрывавшийся храм — Ризоположения на Донской, кстати, который мы забыли…
К. Толоконникова
— Да…
А. Светозарский
— Ну, он не рядом все-таки…
Прот. Геннадий
— Он не рядом… Он немножко старше, тот храм — по своей закладке тот старше храм. Но вы знаете, его проблема в том, что он не виден — он не виден, он скрыт и он практически не просматривается… И даже люди — я вот знаю людей, которые живут в том районе — вы знаете, они никогда не были в том храме! Не были в том храме, да — вот это удивительно. Он очень как-то вот между домами скрыт…
К. Толоконникова
— Во дворе он словно…
Прот. Геннадий
— Да, во дворе… И я не говорю о том, что он не посещаем — он тоже был популярный, посещаемый храм — Донской Божией Матери, Ризоположения… Но это, конечно, не сравнимо — его местоположение.
К. Толоконникова
— Это так, да. И там еще позабытый тоже нами в сегодняшнем разговоре малый собор Донского монастыря, который, конечно, пользовался большой любовью верующих москвичей — это действительно так. Но все-таки мы сегодня говорим о храме Иоанна Воина… И давайте, может быть, вспомним духовенство, служившее в этом храме… Алексей Константинович?
А. Светозарский
— Ну, отец Александр, конечно…
Прот. Геннадий
— Да…
А. Светозарский
— Отец Александр Воскресенский… Прекрасно учившийся в семинарии, поступавший в академию и узнавший о болезни отца. И не получилось у него академии. У него было семинарское образование формально, хотя человек был очень образованный. Ну, такой вот пример и многочадного батюшки — у него две дочери, одна, правда, умерла очень рано, в 16 лет… Сыновья — вот сыновья пастыря в советское время… У меня создалось некоторое впечатление, что батюшка был, конечно, к ним привязан, их любил, но немножко дистанцировался как-то вот, стараясь лишний раз вот это не подчеркивать. Хотя его сын регентовал, и вот когда воспоминания вот, которые вы сейчас цитировали — автор, конечно, немножко запамятовал — не могли Иосифа Виссарионовича «рабом» поминать, это я помню службы по вождям — обычно «вождя нашего» или как-то еще. Конечно, нет, это было невозможно…
А. Пичугин
— «Вождя нашего Иосифа»…
А. Светозарский
— Я помню вот «вождя нашего Юрия» — это я запомнил…
К. Толоконникова
— Может, «болярина»?
А. Светозарский
— Ну, «болярина» — нет… Это раз, и второй момент — он пишет о хоре, это традиция синодального хора. И вот Леонид Александрович Воскресенский — он поддерживал эти традиции, это знаменитое синодальное училище певчих, синодальный хор, поэтому он что-то родное услышал, когда этот храм посетил.
К. Толоконникова
— А, после парижского своего отрочества…
А. Пичугин
— Мы напомним, что в гостях у светлого радио сегодня — протоиерей Геннадий Героев, исполняющий обязанности настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке, Алексей Светозарский, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии. Давайте продолжим про духовенство и клир храма Иоанна Воина…
А. Светозарский
— Да, мы продолжим. Два сына у отца Александра Воскресенского — речь идет о нем, о многолетнем настоятеле этого храма — были инженерами, то есть, они были на светской работе уже, остальные. Но один сын — он был выдающийся испытатель техники ракетной и сподвижник Королёва, если я не ошибаюсь и правильно помню это. И конечно, батюшка там тяжелые времена пережил, потому что ночевать в храме было нельзя — он нелегально иногда оставался, вот особенно там в эти годы…
К. Толоконникова
— А почему ночевать в храме было нельзя?
А. Светозарский
— А нельзя, негде было… Ну а как? Паспортный режим… Духовенство с 30-го года за редким исключением в Москве жить не могло.
Прот. Геннадий
— Да…
А. Светозарский
— Исключение — это, насколько я понимаю, частный дом. Вот один батюшка жил в Безбожном тупике… простите, в Коммунистическом тупике, около Пименовского храма (это его официальное было название) — видимо, у него был дом, он купил в свое время… Это редкость.
Прот. Геннадий
— А отец Александр под колокольней сделал себе…
А. Светозарский
— Коморочку…
А. Пичугин
— И он там оставался ночевать?
Прот. Геннадий
— Да, он там оставался ночевать под колокольней…
А. Пичугин
— Но жил он где-то в другом месте?
Прот. Геннадий
— Я не знаю, где он жил…
А. Пичугин
— Я так понимаю, что московское духовенство — люди, которые служили в московских храмах — в итоге оказались в Москве после строительства кольцевой дороги в 60-м году… Они проживали…
А. Светозарский
— Лосинка…
А. Пичугин
— Да — Лосинка… В тех районах…
К. Толоконникова
— Перловка, Лосинка…
А. Светозарский
— Вот отец Александр — удивительный пример, да — вот он «всем бых вся», и он — очень «народный» батюшка…
А. Пичугин
— А Перловка, Лосинка — извините, пожалуйста, что перебиваю — это связано с дорогой на Сергиев Посад?
А. Светозарский
— Я не думаю. Это просто ближайший пункт, который был городом, но фактически уже сросшимся с Москвой…
А. Пичугин
— Бабушкин?
А. Светозарский
— Да, город Бабушкин. Ну там… Слава Богу вот — собрали эти воспоминания о нем. Потрясающая совершенно книга — сборник воспоминаний… Там есть один эпизод характерный — отношения между людьми… Вот батюшка, который ходил во всем одеянии, присущем священному сану, и местный участковый, который с батюшкой здоровался уважительно за руку. Ну, видимо, уже послевоенное время…
А. Пичугин
— Да, удивительное было…
К. Толоконникова
— Да-да, наверное, это был как раз тот самый краткий период…
А. Светозарский
— Да, «Александру Георгиевичу — наше почтение»… То есть, у людей в глазах вот наша эпоха — ну, как будто что-то реставрировалось, какие-то прежние отношения, порядок в школах…
К. Толоконникова
— Да — вот школьники надели форму…
А. Светозарский
— Да, военные — погоны…
К. Толоконникова
— Мужские школы, женские школы, погоны, что-то такое…
А. Светозарский
— Да — «сталинская гимназия» это называлось… И вот отсюда, вот на этой-то волне он и ушел из жизни — он уже не увидел ни хрущевских гонений… Ну, батюшка дождался, что называется — потому что он и… преследовали его, был краткий арест… Он очень часто менял приходы подмосковные — храмы закрывались… Из одного села он уехал из-за угрозы ареста… Я не знаю, что было — там был какой-то период, когда настоятелем был не он — отец Геннадий, вот это хорошо бы нам как-то выяснить, я просто не знаю…
К. Толоконникова
— Это довоенный период?
А. Светозарский
— Довоенный, военный… Мелькает в воспоминаниях, что некий чужой человек, который скоро исчез…
А. Пичугин
— А это — перерыв в настоятельстве его?
А. Светозарский
— Официально он нигде не указан.
К. Толоконникова
— Но ведь, наверное…
Прот. Геннадий
— Официально он нигде не указан, потому что…
К. Толоконникова
— А какие-то документы же в храме остались?
А. Светозарский
— В храме, я думаю, что нет…
Прот. Геннадий
— Ну, вы знаете, архивы не сохранились. Архивы не сохранились в силу многих причин — у нас не было приходского дома… Кстати говоря, приходской дом сломали, когда расширяли улицу Димитрова — уже в наше время…
А. Светозарский
— Недавно, да… 18-го века… Богадельня, батюшка, по-моему?
Прот. Геннадий
— Богадельня, да — сломали это здание. Вот, и поэтому не сохранилось. Расширяли дорогу так, что сломали… Это же были исторические здания, понимаете…
К. Толоконникова
— Это в каком году произошло?
Прот. Геннадий
— Ну, это уже конец 80-х годов или…
А. Светозарский
— Девяностые!
А. Пичугин
— 90-е, да, когда очередное расширение Якиманки произошло.
Прот. Геннадий
— И это было ужасно, потому что сломали такой дом, который строили… И он был реально памятником архитектуры, понимаете…
А. Пичугин
— Да Якиманку так перекорежили, что…
Прот. Геннадий
— А другие известные люди? Там были яркие фигуры — например, в этом храме служил — Алексей Константинович знает — отец Владимир Рожков…
К. Толоконникова
— Да, да…
А. Пичугин
— Будущий настоятель храма святителя Николая в Кузнецах…
Прот. Геннадий
— Да, это известнейший был человек. Он, к сожалению, недолго прожил, он умер достаточно молодым…
А. Пичугин
— В 97-м году…
Прот. Геннадий
— Да, ему не было 70 лет, насколько я помню…
А. Светозарский
— Не было…
Прот. Геннадий
— Потом в этом храме служил отец Анатолий Казновецкий — тоже известный батюшка, был нашим представителем в Александрии…
А. Светозарский
— На Святой Земле, по-моему…
Прот. Геннадий
— На Святой Земле, да… Потом… Нет, ну, если мы так будем вспоминать всех настоятелей — вы не поверите… Например, из этого храма вышел будущий митрополит (это, правда, было очень давно) — митрополит Санкт-Петербургский. Он был настоятелем этого храма — отец Михаил Десницкий, а потом он стал митрополитом… По-моему, Михаил Десницкий?
А. Светозарский
— Михаил, Михаил, да…
Прот. Геннадий
— Он был настоятелем в этом храме. Только его мирское имя было не Михаил — по-другому, тоже на букву «м», сейчас не помню… Вот — он был настоятелем этого храма, и был избран митрополитом Санкт-Петербургским.
А. Пичугин
— А отца Николая Смирнова как-то мы, в общем, не вспомнили…
Прот. Геннадий
— Отец Николай — интереснейший… Вы знаете, нет такого в Москве сейчас — такого за последнее время феномена нет… Он 33 года в этом храме был настоятелем — 33 года!
А. Пичугин
— С 82-го по 2015-й.
Прот. Геннадий
— Да, и я вам хочу сказать, что, конечно, это был человек такой закваски… очень-очень добротной. Отец — протоиерей рижский. Сам он закончил школу еще в буржуазной Латвии. Он не был ни пионером, ни комсомольцем, скажем так… И человек, который был таким настоящим служакой — потому что любил службу, любил службу Божию, неукоснительно всегда проповедовал, и сам очень любил историю — он был преподавателем истории, вот предшественником Алексея Константиновича в семинарии и в академии…
А. Светозарский
— Да, он упомянул это сразу, как только мы познакомились…
Прот. Геннадий
— Да… Он был человеком таким… очень своеобразным. Его манера говорить — она была, может быть, очень специфической, у него был определенный такой акцент… Но это был такой человек, знаете… Очень-очень чистый внутри, очень искренний, и человек, который прошел… которому удавалось в советские времена лавировать — лавировать, другого слова не найдешь — между требованиями советских органов власти и церковного священноначалия, понимаете. И поэтому, конечно, он был гибким человеком — потому что гибкость, она совершенно необходима была в те времена, если ты хотел сохранить храм, сохранить его имущество, сохранить традиции, устои храма — это совершенно необходимое требование. Если батюшка не гибкий, не обладал гибкостью, а был лесорубом, или, как сказать — рубил сплеча, не думая о последствиях — … Поэтому нужно было очень хорошо контролировать свой язык, нужно было хорошо контролировать свою речь,
А. Пичугин
— Но невозможно себе представить эту эпоху без тех и без других!
Прот. Геннадий
— Ну, без всякого сомнения…
А. Пичугин
— А отца Дмитрия мы здесь…
К. Толоконникова
— «Тех и других» — это кого?
А. Пичугин
— Ну вот мы вспоминали здесь отца Дмитрия Дудко неоднократно, который с пламенной проповедью… Переводимый из храма в храм…
К. Толоконникова
— Ну конечно… Но мы не должны забывать, что отец Димитрий Дудко никогда не был настоятелем…
Прот. Геннадий
— Не был…
А. Пичугин
— Не был…
К. Толоконникова
— Вот этого, так сказать, креста он не нес.
Прот. Геннадий
— Да, совершенно верно. Вы знаете, я вам хочу сказать, что пока ты с этим не столкнешься… Настоятельство — это совершенно определенный крест, понимаете? Быть священником — это крест, а быть настоятелем — это совершенно особый крест. И священники, которые не были в этой роли, они не уразумеют, о чем ты говоришь, потому что…
К. Толоконникова
— Особенно, когда у тебя какой-нибудь враждебно настроенный к тебе староста, которого ты не сам себе приискал, как это часто бывало в то время…
Прот. Геннадий
— Совершенно верно…
А. Светозарский
— И «девать» его некуда…
Прот. Геннадий
— И «девать» его некуда, да, он назначался… Лавировать приходилось — прежде всего, внутри самой церковной общины. Потому что были люди, которые были «внедрены» со стороны, так сказать, определенных людей туда — для того, чтобы изнутри все это…
К. Толоконникова
— Я тут недавно услышала — меня потряс этот эвфемизм — «советские специальные органы» — вот так вот это тогда называлось, «советские специальные органы».
А. Пичугин
— «Постсоветские специальные органы»…
Прот. Геннадий
— Все это очень сложно сейчас передать… Причем он же тоже не только в Иоанна Воина служил — он служил в Адриана и Натальи…
К. Толоконникова
— В Бабушкине?
Прот. Геннадий
— Да… У него есть определенный, так сказать, список храмов, где он был. Но дольше всех он, конечно, был в этом храме, и храм во многом сохранил то, что мы сейчас имеем — мощевики, древние иконы вот — это, прежде всего, конечно, благодаря отцу Николаю.
К. Толоконникова
— А потом, еще необходимо помнить о том, что храм всегда поддерживался в очень хорошем, достойнейшем состоянии — а это было совсем не просто в те времена.
Прот. Геннадий
— Совсем не просто, совершенно верно.
А. Светозарский
— Да, он один из самых-самых таких ухоженных…
К. Толоконникова
— Причем не только снаружи…
А. Пичугин
— И причем отец Николай служил, как я понимаю, до конца жизни…
Прот. Геннадий
— Да, он служил до последних дней — я свидетель, вот как он… Он буквально три месяца болел до своей кончины, и умер достаточно неожиданно. И вот мы его хоронили — я достаточно хорошо помню этот момент — это было четыре года назад. Он умер 22 сентября, в день Иоакима и Анны — он умирает в день Иоакима и Анны, на улице, представляете — храм на улице, которая носит имена Иоакима и Анны, и он умирает в день Иоакима и Анны, 22 сентября…
К. Толоконникова
— Ну, конечно, это не случайно!
Прот. Геннадий
— Это не случайно… И когда мы его отпевали, я помню — была невероятная жара. То есть, невероятная жара в конце сентября — вот это я хорошо помню — 2015 года.
К. Толоконникова
— И это, конечно, ну… Ушла эпоха — ушла эпоха в истории Церкви и в истории храма…
А. Светозарский
— Да, конечно… Нет, ну и потом, в советское время у каждого была такая своя зона ответственности — ведь настоятелей привлекали — народу-то мало — в пенсионный комитет, учебный, что-то вот такое…
Прот. Геннадий
— Ой, послушайте — а куда только деньги не собирали с церковных фондов!
А. Светозарский
— Деньги собирали, да…
Прот. Геннадий
— В фонд защиты мира — это было самое понятное, так сказать… Понятно, да? А все остальное… Я хорошо помню, вот батюшки мне в Пензе говорили — они собирали там деньги в защиту Анджелы Дэвис, американской коммунистки, понимаете…
К. Толоконникова
— «Всё заступался за Анджелу Дэвис»…
Прот. Геннадий
— Анжела Дэвис, да, жертвы вьетнамской войны, сироты вьетнамской войны — это что-то невероятное!
К. Толоконникова
— Остается только надеяться, что до сирот вьетнамской войны это доходило, в конце концов…
А. Пичугин
— Анжела Дэвис жива — а ни страны, ни батюшек уже тех, наверное, многих нет… Будем заканчивать нашу программу — к сожалению, время ее подошло к концу. Я напомню, что это была совместная программа — как всегда по четвергам — с музеем и исследовательским центром «Советский Союз: вера и люди». Ксения Толоконникова, директор музея — спасибо!
К. Толоконникова
— Спасибо, дорогие слушатели, что были с нами! Спасибо, отец Геннадий, спасибо, Алексей Константинович! Пишите нам: podspudom@yandex.ru — это адрес музея…
А. Пичугин
— И info@radiovera.ru — адрес радиостанции. Алексей Светозарский, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, один из основателей музея «Советский Союз: вера и люди»; протоиерей Геннадий Героев, исполняющий обязанности храма Иоанна Воина на Якиманке…
К. Толоконникова
— Леша, и тебе спасибо — забыла сказать!
А. Светозарский
— Спасибо большое!
Прот. Геннадий
— Благодарим!
А. Пичугин
— Спасибо, спасибо! Всего доброго!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов