
Фото: Samar Ahmad/Unsplash
Варвара Бурмистрова была родом из известной купеческой семьи Рукавишниковых, которых вся Российская империя знала как щедрых благотворителей. Такой же милосердной и отзывчивой, готовой всегда прийти на помощь неимущим, стала и Варвара Михайловна.
Она появилась на свет в 1851-ом году в Нижнем Новгороде. И родному городу не изменяла никогда. Здесь она росла, здесь вышла замуж за купца Дмитрия Бурмистрова. Здесь, помогая супругу вести благотворительную работу, сама в неё втянулась и стала посвящать ей всё своё время.
У Бурмистровых не было детей, но к чужим малышам, оставшимся без родителей, они относились, как к родным. Опекали приюты и дарили маленьким нижегородцам свою любовь и шанс на достойную жизнь. Детская больница Нижнего содержалась на деньги Варвары Михайловны. Благотворительница стала почётным попечителем городского приюта имени графини Кутайсовой. Должность эта — отнюдь не номинальная — означала, что Бурмистрова перечисляла приюту немалые средства. И не от случая к случаю, а регулярно. Напоминать о нуждах детей-сирот Варваре Михайловне не приходилось. Она с радостью входила во все дела богоугодного заведения и не жалела денег на то, чтобы дети были сыты, одеты, здоровы, заботилась об духовном развитии воспитанников.
Не обошла своим вниманием Бурмистрова и местную женскую Мариинскую гимназию. Постоянно приглашала самых бедных её воспитанниц в гости, кормила их. И каждые каникулы брала к себе в дом на проживание шесть-семь гимназисток. Некоторые девочки даже получали образование за счёт благотворительницы.
Воспитанная отцом в глубокой вере Варвара Михайловна выкупила землю под кладбище недалеко от города и возвела на ней храм, пожертвовав на строительство весьма внушительную сумму — 225 000 рублей. И само кладбище Бурмистрова облагородила — обнесла красивой чугунной решёткой с башенками и воротами.
В 1903-ем году Варвара Михайловна осталась вдовой. От мужа она получила в наследство солидный капитал и стала с ещё большим усердием заниматься благими делами. Вошла в правление Общества вспоможения бедным и вносила в его кассу крупные средства. В годы Первой мировой войны, когда русской армии требовалась материальная поддержка, Бурмистрова пожертвовала фронту все свои драгоценности. Не оставила себе даже золотые медали покойного мужа, которые хранила особенно бережно. А в 1916-ом, когда Варшавский Политехнический институт эвакуировали в Нижний Новгород, благотворительница перечислила на его обустройство 50 000 рублей.
Варвара Михайловна проживала в одном из самых красивых особняков Нижнего. Его строительство в своё время обошлось Бурмистровой в полтора миллиона. В доме была чудесная оранжерея и удивительной красоты сад со скульптурами и фонтанами. Любившая искусство благотворительница собрала бесценные коллекции картин, бронзы и фарфора. После большевистского переворота Варвара Михайловна передала в дар городу и дом, и сад, и коллекции с тем, чтобы в особняке открыли художественный музей. Новые власти оценили подарок и в знак благодарности разрешили Бурмистровой остаться в одной из комнат её дома. Там почётная гражданка Нижнего Новгорода и жила — бедно и одиноко — до самой своей смерти в 1930-ом году.
Сегодня в этом здании расположился Литературный музей. В одном из залов на камине стоит фотографический портрет молодой дамы с благородным, очень красивым лицом. Это бывшая хозяйка особняка Варвара Михайловна Бурмистрова, жившая под девизом, который был придуман ещё её отцом и звучал так: «Жертвую и попечительствую».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов