
Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, 28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, 29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него 30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел призывает филиппийцев жить «достойно благовествования Христова». Эти слова не «подвисают в воздухе», здесь же он дает необходимый комментарий и объясняет в чем именно заключается такая жизнь: «вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников». Единодушие, стояние за истину, бесстрашие — эти три жизненных качества, по мысли апостола, основные для каждого христианина. Интересны не только сами по себе перечисленные Павлом христианские качества, интересен и порядок их перечисления. Нам можно не углубляться во все из них, а остановиться не первом, как на самом важном и базовом — на единодушии.
Во-первых, оно означает, что христианин не может быть сам по себе, что нет никакого «Бога в душе», нет никакого индивидуального следования по евангельскому пути. А есть Церковь как собрание верующих во Христа. Все прочее — стояние за истину и бесстрашие — возможно лишь в Церкви, в сообществе других христиан. Собственно, эту же мысль иллюстрирует и центральное христианское таинство, без которого, по слову Христа, невозможно наследовать жизнь вечную: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Таинство Тела и Крови Христовых — литургия — означает, как мы помним, «общее дело». Литургию невозможно совершить в одиночку, она предполагает, как минимум, двух или трех участников. А раз она не совершается в одиночку, то вкушение Тела и Крови Христовых не бывает вне христианской общины. Община же подразумевает единодушие.
Во-вторых, единодушие означает умение говорить и договариваться. Умение слышать собеседника. Очень незатейливый навык, который, к сожалению, далеко не всегда проявляется в христианской среде по одной простой причине, которая была упомянута в сегодняшнем апостольском чтении: «будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». Глухота к ближним обусловлена не физическими особенностями, а неумением почитать другого выше себя самого. Получается, что прежде, чем с бесстрашием стоять за истину, надо научиться в другом видеть бОльшего, чем ты сам. Логика христианской жизни, которую столь старательно излагает в своих посланиях апостол Павел, говорит, что пока человек не приобрел навык смиренномудрия и не перестал ставить свое мнение и свой опыт выше мнения и опыта другого, он не сможет понять, что есть истина. А раз он не видит истины, то и стоять с бесстрашием он будет за что-то совсем другое. И, скорее всего, это будет не истина, а собственные идеи, которые к Христовой истине никакого отношения не имеют.
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема