Флп., 238 зач., I, 20-27.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, 26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во всем этом отрывке прослеживается одна единственная мысль, которая по-настоящему заботила апостола Павла: что лучше для дела евангельской проповеди? Он признается, что сам не может ответить на этот вопрос: «Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать». Речь идет о его собственной жизни и смерти. Что лучше: жить и продолжать миссионерское служение или умереть, ведь в любом случае, по мнению апостола, «возвеличится Христос в теле» его. В самом ближайшем смысле это означает, что если он останется жив, то продолжит свои труды и еще очень многих приведет ко Христу, если же ему будет суждено умереть в ближайшее время, то сама смерть станет мощнейшей проповедью. Для себя же самого он видит лучшим исходом смерть, он говорит о ней как о приобретении. В самом деле, мало кто в здравом уме может сказать, что хотел бы для себя такой жизни, которая была у апостола Павла, ведь он был в постоянных трудах, гонениях, заключениях, его неоднократно избивали, его не понимали, ему приходилось постоянно давать объяснения своим словам и поступкам. У него не было собственного дома, не было семьи, почти что не было близких людей, можно сказать, что у него вообще ничего не было, кроме Христа, ради Которого он, собственно, и избрал такую жизнь. Мы все прекрасно знаем, что жизнь может быть очень непростой, что она может любого заставить размышлять о смерти как о вожделенном исходе. Такие примеры есть перед глазами всегда и у всех. Может показаться, что апостол Павел — один из таких людей и, соответственно, в случае достижения точки отсутствия желания жить, можно сослаться на апостола, мол, и у него такое было, а смерть — прекрасный исход. Но в таких рассуждениях кроется серьезная ошибка. Апостол жил ради Христа. Все, что с ним происходило, — следствие такой жизни. Это не какая-то случайность, злой рок, собственные ошибки или еще что-то, нет, это следствие жизни, которая целиком и полностью посвящена проповеди Господа Иисуса Христа. Апостол не ставит вопрос о том, как для него самого лучше поступать в той или иной ситуации, он задается совершенно иным вопросом: как будет лучше для дела проповеди? Поэтому и о смерти он может говорить как о приобретении. Для нас же, для тех, кто живет, по большому счету, ради чего угодно, но не ради Христа, смерть не может быть приобретением, для нас приобретение — жизнь как возможность сделать хоть что-то подобное тому, что было сделано апостолом Павлом в его земной жизни.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.