
Флп., 238 зач., I, 20-27.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, 26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во всем этом отрывке прослеживается одна единственная мысль, которая по-настоящему заботила апостола Павла: что лучше для дела евангельской проповеди? Он признается, что сам не может ответить на этот вопрос: «Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать». Речь идет о его собственной жизни и смерти. Что лучше: жить и продолжать миссионерское служение или умереть, ведь в любом случае, по мнению апостола, «возвеличится Христос в теле» его. В самом ближайшем смысле это означает, что если он останется жив, то продолжит свои труды и еще очень многих приведет ко Христу, если же ему будет суждено умереть в ближайшее время, то сама смерть станет мощнейшей проповедью. Для себя же самого он видит лучшим исходом смерть, он говорит о ней как о приобретении. В самом деле, мало кто в здравом уме может сказать, что хотел бы для себя такой жизни, которая была у апостола Павла, ведь он был в постоянных трудах, гонениях, заключениях, его неоднократно избивали, его не понимали, ему приходилось постоянно давать объяснения своим словам и поступкам. У него не было собственного дома, не было семьи, почти что не было близких людей, можно сказать, что у него вообще ничего не было, кроме Христа, ради Которого он, собственно, и избрал такую жизнь. Мы все прекрасно знаем, что жизнь может быть очень непростой, что она может любого заставить размышлять о смерти как о вожделенном исходе. Такие примеры есть перед глазами всегда и у всех. Может показаться, что апостол Павел — один из таких людей и, соответственно, в случае достижения точки отсутствия желания жить, можно сослаться на апостола, мол, и у него такое было, а смерть — прекрасный исход. Но в таких рассуждениях кроется серьезная ошибка. Апостол жил ради Христа. Все, что с ним происходило, — следствие такой жизни. Это не какая-то случайность, злой рок, собственные ошибки или еще что-то, нет, это следствие жизни, которая целиком и полностью посвящена проповеди Господа Иисуса Христа. Апостол не ставит вопрос о том, как для него самого лучше поступать в той или иной ситуации, он задается совершенно иным вопросом: как будет лучше для дела проповеди? Поэтому и о смерти он может говорить как о приобретении. Для нас же, для тех, кто живет, по большому счету, ради чего угодно, но не ради Христа, смерть не может быть приобретением, для нас приобретение — жизнь как возможность сделать хоть что-то подобное тому, что было сделано апостолом Павлом в его земной жизни.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема