Первым язычником, принявшим крещение, стал римский сотник Корнилий. Он не только сам встал на путь спасения, но смог повести за собой ко Христу множество других язычников, не побоявшись страданий и мучений.
Корнилий жил в первом веке. Язычник от рождения, он, сам того не осознавая, вел жизнь, близкую к христианской: отличался благочестием и стремлением к добрым делам. В житии описано, как Корнилию явился Ангел Божий и повелел послать людей в Иоппию за апостолом Петром: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».
В те времена жители Иудеи недолюбливали римлян. Петр получил в видении наставление от Господа идти на проповедь к язычникам, поэтому, когда к нему пришли люди от Корнилия, не раздумывая, пошел с ними. От Петра римский сотник услышал то, чего ждала его душа много лет: о земной жизни Христа, Его Распятии и Воскресении, о Царствии Небесном и пути спасения. Это была первая апостольская проповедь перед язычниками, и она достигла своей цели: в тот же день Корнилий крестился со всей своей семьей.
Став христианином, Корнилий жить прежней жизнью уже не мог. Он оставил свой дом и последовал за Петром. С евангельской проповедью они обходили разные страны и, как сказано в житии, бывший язычник «ревностно трудился, проповедуя о Христе».
Согласно церковному преданию, Корнилий был рукоположен Петром в епископа Кесарии Палестинской и позже направлен в город Скепсию, где было сильно идолопоклонство. Князь Димитрий, живший в этом городе, почитал греческих богов и ненавидел христианство. На его вопрос зачем он пришел, Корнилий ответил: «чтобы вызвать тебя из глубочайшего мрака неведения». Но Димитрий не хотел и слушать об этом. Он потребовал, чтобы святой поклонился идолам, в противном случае грозя предать его тяжким мучениям. Корнилий просил показать ему богов, и когда его ввели в языческий храм, он, преклонив колена, произнес молитву к Господу. На глазах у собравшегося народа началось землетрясение, и храм, со всеми идолами в нем, разрушился. Князь Димитрий обозлился еще сильнее. По его приказу святого связали и подвесили на ночь в темнице, собираясь на следующий день казнить.
В то же время стало известно, что под обломками рухнувшего храма погибли жена и сын князя. Безутешный Димитрий оплакивал своё горе, когда к нему прибежал один из жрецов и сообщил о чуде: из-под развалин он слышал голоса, которые восклицали «Велик Бог христианский» и просили позвать святого Корнилия, чтобы он помог им выбраться из-под обломков. Князь Димитрий сам побежал в темницу и припал к ногам святого, восхваляя Бога. Корнилий отправился к разрушенному идольскому храму, и по его молитве пострадавшие были освобождены. Димитрий с женой, сыном и со всем своим домом приняли Крещение. «Крестились с ним и двести семьдесят семь других граждан», добавляет житие.
Со временем епископ Корнилий обратил ко Христу всех жителей Скепсии и до своего последнего дня неустанно заботился о духовном просвещении новоначальных. Святой скончался в глубокой старости и был погребен неподалеку от разрушенного им языческого храма.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов