
Первым язычником, принявшим крещение, стал римский сотник Корнилий. Он не только сам встал на путь спасения, но смог повести за собой ко Христу множество других язычников, не побоявшись страданий и мучений.
Корнилий жил в первом веке. Язычник от рождения, он, сам того не осознавая, вел жизнь, близкую к христианской: отличался благочестием и стремлением к добрым делам. В житии описано, как Корнилию явился Ангел Божий и повелел послать людей в Иоппию за апостолом Петром: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».
В те времена жители Иудеи недолюбливали римлян. Петр получил в видении наставление от Господа идти на проповедь к язычникам, поэтому, когда к нему пришли люди от Корнилия, не раздумывая, пошел с ними. От Петра римский сотник услышал то, чего ждала его душа много лет: о земной жизни Христа, Его Распятии и Воскресении, о Царствии Небесном и пути спасения. Это была первая апостольская проповедь перед язычниками, и она достигла своей цели: в тот же день Корнилий крестился со всей своей семьей.
Став христианином, Корнилий жить прежней жизнью уже не мог. Он оставил свой дом и последовал за Петром. С евангельской проповедью они обходили разные страны и, как сказано в житии, бывший язычник «ревностно трудился, проповедуя о Христе».
Согласно церковному преданию, Корнилий был рукоположен Петром в епископа Кесарии Палестинской и позже направлен в город Скепсию, где было сильно идолопоклонство. Князь Димитрий, живший в этом городе, почитал греческих богов и ненавидел христианство. На его вопрос зачем он пришел, Корнилий ответил: «чтобы вызвать тебя из глубочайшего мрака неведения». Но Димитрий не хотел и слушать об этом. Он потребовал, чтобы святой поклонился идолам, в противном случае грозя предать его тяжким мучениям. Корнилий просил показать ему богов, и когда его ввели в языческий храм, он, преклонив колена, произнес молитву к Господу. На глазах у собравшегося народа началось землетрясение, и храм, со всеми идолами в нем, разрушился. Князь Димитрий обозлился еще сильнее. По его приказу святого связали и подвесили на ночь в темнице, собираясь на следующий день казнить.
В то же время стало известно, что под обломками рухнувшего храма погибли жена и сын князя. Безутешный Димитрий оплакивал своё горе, когда к нему прибежал один из жрецов и сообщил о чуде: из-под развалин он слышал голоса, которые восклицали «Велик Бог христианский» и просили позвать святого Корнилия, чтобы он помог им выбраться из-под обломков. Князь Димитрий сам побежал в темницу и припал к ногам святого, восхваляя Бога. Корнилий отправился к разрушенному идольскому храму, и по его молитве пострадавшие были освобождены. Димитрий с женой, сыном и со всем своим домом приняли Крещение. «Крестились с ним и двести семьдесят семь других граждан», добавляет житие.
Со временем епископ Корнилий обратил ко Христу всех жителей Скепсии и до своего последнего дня неустанно заботился о духовном просвещении новоначальных. Святой скончался в глубокой старости и был погребен неподалеку от разрушенного им языческого храма.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема