Еф., 231 зач., V, 25-33.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первая книга Священного Писания, книга Бытия, утверждает, что женщина была сотворена как помощница мужчины. Некоторые понимают это слишком буквально. В том смысле, что женщина обречена на то, чтобы исполнять в этой жизни вторые роли. В средние века на западе некоторые философы даже всерьез задавались вопросом, а является ли женщина человеком в том смысле, в каком им является мужчина. На самом деле Библия говорит нам, что как мужчина, так и женщина оба сотворены по образу Божьему. Оба они именуются человеком. Почему же тогда она помощница? Давайте разберемся.
Образ Божий, по которому был создан человек, это не просто облик Творца. Ко всему прочему речь идет о том образе бытия, проще говоря об образе жизни, который проводит Бог. Если попытаться сформулировать его одним словом — это диалог, общение. Ведь Бог — Троица. Каждое из Божественных Лиц находится в непрестанном диалоге с двумя другими. Речь идет не просто о разговоре. Ведь для того, чтобы общаться, не обязательно говорить. Речь идет о такой предельной открытости друг другу, когда слова уже не нужны, и все понятно без них. Это абсолютное взаимопроникновение, а в результате способность жить жизнью другого. Вот именно к такому бытию призван и человек. И в этом его отличие от животного мира, где господствует инстинкт. Поэтому Адам до творения жены, несмотря на то, что его окружало множество живых существ, не мог себе найти друга для беседы. А, следовательно, не мог в полноте раскрыть тот потенциал, которым он обладал, как образ Божий. Именно женщина помогла ему стать тем, кто он есть — существом, который может вести на земле тот же образ жизни, что и Бог на небе: жить другим человеком, полностью отдать ему всего себя без остатка. Вот что открывается нам в любви и браке. Для христиан это не просто результат действия животного инстинкта, который влечет самку и самца друг ко другу, чтобы продолжить род. Это не просто юридический контракт. Это таинство, когда двое становятся продолжением друг друга, единым целым. Подобное возможно лишь в том случае, если в основу брака положена жертвенная любовь. Лишь она способна сделать так, что центром моей жизни становится другой человек, а не я сам. Это открыть меня ему, а его мне. В противном случае, кода каждый, по закону животного мира, будет думать о своем, полноценного общения не получится. И первый шаг здесь должен сделать мужчина. Не случайно он сравнивается со Христом, который отдал Себя в жертву за Свою невесту-Церковь. Почему же тогда говорится, что жена должна бояться своего мужа? Речь идет не о животном страхе. Ведь подлинная любовь его изгоняет. Это страх обидеть или оскорбить того, кто готов за тебя положить свою жизнь. Страх остаться равнодушным эгоцентриком, замкнуться в себе самом. Лишь в том случае, когда двое двигаются навстречу друг ко друга возможен подлинный диалог, а, следовательно, и настоящая семья.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.