
Еф., 231 зач., V, 25-33.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первая книга Священного Писания, книга Бытия, утверждает, что женщина была сотворена как помощница мужчины. Некоторые понимают это слишком буквально. В том смысле, что женщина обречена на то, чтобы исполнять в этой жизни вторые роли. В средние века на западе некоторые философы даже всерьез задавались вопросом, а является ли женщина человеком в том смысле, в каком им является мужчина. На самом деле Библия говорит нам, что как мужчина, так и женщина оба сотворены по образу Божьему. Оба они именуются человеком. Почему же тогда она помощница? Давайте разберемся.
Образ Божий, по которому был создан человек, это не просто облик Творца. Ко всему прочему речь идет о том образе бытия, проще говоря об образе жизни, который проводит Бог. Если попытаться сформулировать его одним словом — это диалог, общение. Ведь Бог — Троица. Каждое из Божественных Лиц находится в непрестанном диалоге с двумя другими. Речь идет не просто о разговоре. Ведь для того, чтобы общаться, не обязательно говорить. Речь идет о такой предельной открытости друг другу, когда слова уже не нужны, и все понятно без них. Это абсолютное взаимопроникновение, а в результате способность жить жизнью другого. Вот именно к такому бытию призван и человек. И в этом его отличие от животного мира, где господствует инстинкт. Поэтому Адам до творения жены, несмотря на то, что его окружало множество живых существ, не мог себе найти друга для беседы. А, следовательно, не мог в полноте раскрыть тот потенциал, которым он обладал, как образ Божий. Именно женщина помогла ему стать тем, кто он есть — существом, который может вести на земле тот же образ жизни, что и Бог на небе: жить другим человеком, полностью отдать ему всего себя без остатка. Вот что открывается нам в любви и браке. Для христиан это не просто результат действия животного инстинкта, который влечет самку и самца друг ко другу, чтобы продолжить род. Это не просто юридический контракт. Это таинство, когда двое становятся продолжением друг друга, единым целым. Подобное возможно лишь в том случае, если в основу брака положена жертвенная любовь. Лишь она способна сделать так, что центром моей жизни становится другой человек, а не я сам. Это открыть меня ему, а его мне. В противном случае, кода каждый, по закону животного мира, будет думать о своем, полноценного общения не получится. И первый шаг здесь должен сделать мужчина. Не случайно он сравнивается со Христом, который отдал Себя в жертву за Свою невесту-Церковь. Почему же тогда говорится, что жена должна бояться своего мужа? Речь идет не о животном страхе. Ведь подлинная любовь его изгоняет. Это страх обидеть или оскорбить того, кто готов за тебя положить свою жизнь. Страх остаться равнодушным эгоцентриком, замкнуться в себе самом. Лишь в том случае, когда двое двигаются навстречу друг ко друга возможен подлинный диалог, а, следовательно, и настоящая семья.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема