Есть ли доказательства того, что Иисус действительно жил? Такой вопрос задал себе доктор Крейг Эванс, профессор богословия, автор более семидесяти научно-популярных книг по истории христианства. И ответил: да, есть, и очень серьёзные! О находках, говорящих в пользу несомненной реальности Евангельских событий, Крейг Эванс увлекательно рассказывает в своей книге по библейской археологии «Иисус и Его время. Новейшие открытия».
Если Евангелия — просто сказки о человеке, которого на самом деле не было, тогда чем объяснить, к примеру, их правдоподобие в отношении других исторических персонажей, живших в то же время в том же месте? — размышляет автор. В свидетельствах евангелистов содержится масса сведений о людях, существование которых подтверждено источниками и вне Нового Завета. Понтий Пилат неоднократно упомянут в исторических хрониках; был найден камень, на котором начертано его имя. Существует оссуарий — погребальный сосуд — первосвященника, осудившего Иисуса. Нелепо, признавая реальность этих евангельские героев, отказывать в ней Тому, кто является средоточием Евангелия — Иисусу, — резонно считает Крейг Эванс.
Разобравшись с вопросом об исторической достоверности Христа, автор книги «Иисус и Его мир» на основании научных фактов воссоздаёт атмосферу и обстоятельства, в которых жил Иисус.
Читатель узнает много интересного о городе, где вырос Христос — Назарете, о местах, где Он проповедовал — например, о Капернауме; вместе с автором выяснит, можно ли принимать всерьёз заявления некоторых учёных о том, что Иисус не знал грамоты; пройдёт по улицам того Иерусалима, куда Иисус пришёл праздновать Пасху вместе с учениками. А чтобы читатель мог своими глазами увидеть многообразие артефактов, на основе которых автор строит своё повествование, текст проиллюстрирован множеством фотографий, сделанных во время археологических раскопок.
Чтобы вникнуть в детали повествования, читателю не потребуется быть экспертом в области археологии или библеистики, — заверяет Крейг Эванс ещё в предисловии. Ведь Иисус и Его мир намного ближе к каждому из нас, чем можно себе представить.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.