Есть ли доказательства того, что Иисус действительно жил? Такой вопрос задал себе доктор Крейг Эванс, профессор богословия, автор более семидесяти научно-популярных книг по истории христианства. И ответил: да, есть, и очень серьёзные! О находках, говорящих в пользу несомненной реальности Евангельских событий, Крейг Эванс увлекательно рассказывает в своей книге по библейской археологии «Иисус и Его время. Новейшие открытия».
Если Евангелия — просто сказки о человеке, которого на самом деле не было, тогда чем объяснить, к примеру, их правдоподобие в отношении других исторических персонажей, живших в то же время в том же месте? — размышляет автор. В свидетельствах евангелистов содержится масса сведений о людях, существование которых подтверждено источниками и вне Нового Завета. Понтий Пилат неоднократно упомянут в исторических хрониках; был найден камень, на котором начертано его имя. Существует оссуарий — погребальный сосуд — первосвященника, осудившего Иисуса. Нелепо, признавая реальность этих евангельские героев, отказывать в ней Тому, кто является средоточием Евангелия — Иисусу, — резонно считает Крейг Эванс.
Разобравшись с вопросом об исторической достоверности Христа, автор книги «Иисус и Его мир» на основании научных фактов воссоздаёт атмосферу и обстоятельства, в которых жил Иисус.
Читатель узнает много интересного о городе, где вырос Христос — Назарете, о местах, где Он проповедовал — например, о Капернауме; вместе с автором выяснит, можно ли принимать всерьёз заявления некоторых учёных о том, что Иисус не знал грамоты; пройдёт по улицам того Иерусалима, куда Иисус пришёл праздновать Пасху вместе с учениками. А чтобы читатель мог своими глазами увидеть многообразие артефактов, на основе которых автор строит своё повествование, текст проиллюстрирован множеством фотографий, сделанных во время археологических раскопок.
Чтобы вникнуть в детали повествования, читателю не потребуется быть экспертом в области археологии или библеистики, — заверяет Крейг Эванс ещё в предисловии. Ведь Иисус и Его мир намного ближе к каждому из нас, чем можно себе представить.
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема