
Доверие в семье — большая ценность, его надо создавать и беречь. Это основа мира и спокойствия в доме. Подозрения, недомолвки, неуверенность в себе — это то, что мешает в отношениях между супругами и разрушает благополучие в семье. Знаю случай, когда в одной семье жена неожиданно стала подозревать своего мужа в измене. Это проявлялось во всём: недоверчивом взгляде, жёстком контроле за временем его прихода с работы, в попытке читать сообщения в его телефоне. Такое поведение жены было оскорбительным для мужа и потихоньку взаимное недовольство росло. Что же мешает доверять и довериться близкому человеку?
Мешает страх и неудачный опыт, который мы получаем, начиная с детства. Умение доверять формируется в душе человека с самого рождения. Для детей отношения с родителями — это отношения с миром. Например, если вы что-либо пообещали ребёнку, то это должно быть выполнено. Ваш малыш должен быть уверен, что вы всегда на его стороне. Он может вам довериться и открыться. И если он поделился с вами секретом, недопустимо рассказывать его третьему лицу. От ваших отношений с ребёнком зависит, вырастет ли он подозрительным или открытым человеком.
Предыдущий неудачный опыт в отношениях тоже может стать причиной недоверия к любимому человеку. Потому умение доверять необходимо взращивать как в себе, так и в своём избраннике. Не требовать доверия, но проявлять его самому. Только тогда оно сможет прийти в ответ.
Помните, что начинать необходимо с себя. Спросите, насколько я сам открыт в семейных отношениях. Будьте честны и с собой, и со своей второй половинкой. Даже если у вас был трагический опыт, это не значит, что нельзя научиться доверять. Ведь сейчас вы находитесь в совершенно других условиях с другим человеком и было бы несправедливо переносить на него свои прошлые неудачи.
Работайте с собственной самооценкой. Зачастую наши подозрения основываются глубинно на том, что я человек не заслуживающий любви. Напоминайте себе, что вас любят не потому, что вы этого заслуживаете или вы этого достойны, а потому что это свободный выбор другого человека. Относитесь с уважением к себе и к другому. Доверие — это, в первую очередь, акт доброй воли.
Великое счастье - почувствовать в своём сердце любовь. Помните, что любовь и доверие идут рука об руку и способны победить любые страхи и тревоги.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема