Коневец называют иногда двойником Валаама – оба острова стоят на просторах Ладожского озера, и здесь, и там расположены известные монастыри. Впрочем, информации о Валаамской обители можно найти гораздо больше, чем о Коневском Рождество-Богородичном монастыре. Попробуем хоть в малой степени восполнить этот пробел.
Остров Коневец небольшой – пять километров в длину, два – в ширину. В середине его возвышается на тридцать пять метров гора Святая, на которой устроен скит Казанской иконы Божией Матери. По всей территории острова разбросано множество валунов самой причудливой формы. Считается, что один из этих камней, напоминающий голову лошади и весящий более 750 тонн, и дал название острову. Этот Конь-камень в средние века язычники использовали как место для жертвоприношений. Когда на острове в четырнадцатом веке поселился афонский монах Арсений, он целую ночь провел в молитве возле этого камня, а наутро окропил его святой водой и обошел вокруг него крестным ходом. Сейчас на Коне-валуне стоит небольшая часовня, освященная в его честь.
Удивительный и необъяснимый факт – после молитвенной ночи, которую провел святой Арсений у камня, на острове исчезли все змеи. И до сего дня Коневец остается единственным островом Ладоги, на котором совсем нет змей, и только название еще одной коневецкой горы – Змеиная, напоминает о том, что прежде здесь вас могли ужалить гадюки.
Преподобный Арсений привез с Афона на Коневец необычную икону Богородицы, которая позже была прославлена как чудотворная и получила название Коневской. Еще этот образ называют Голубицким, потому что младенец Христос на ней держит двух птенцов голубя. Для хранения этой иконы преподобный Арсений сам начал строительство церкви, которое завершилось вскоре после его кончины. Позднее, в начале девятнадцатого века, этот храм, освященный в честь Рождества Богородицы, был перестроен. Новый собор, который можно увидеть и сейчас, отличается своими внушительными размерами и роскошью убранства. Такой грандиозный строительный проект стал доступен братии благодаря тому, что монастырь получил небывалую доселе известность, а следовательно, и богатые пожертвования. Здесь бывал император Александр Второй с семейством, в разные годы обитель посещали Федор Тютчев и Николай Лесков. И даже Александр Дюма приезжал на этот северный монашеский остров.
Сейчас, чтобы попасть на Коневец, нужно прежде всего обратиться в монастырскую паломническую службу, и только получив «добро», можно собираться в дорогу. Из Санкт-Петербурга с Финляндского вокзала Приозерская электричка домчит вас до станции Громово, оттуда дважды в день ходит автобус до бухты Владимирская. А между бухтой и обителью курсирует монастырский катер, который уже будет вас ждать – не зря же вы оповестили заранее о своем приезде. И тут уж, как моряки говорят, лишь бы шторма не было!
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.