В конце третьего века до Рождества Христова Иудея стала провинцией империи Селевкидов — государства, образованного после смерти Александра Македонского одним из его военачальников. В 175 году до Рождения Спасителя к власти в империи Антиох Четвертый Эпифан. Он стал повсеместно насаждать языческие верования, в том числе и в порабощённой Иудее. В Иерусалимском храме Антиох, по эллинской традиции обожествлявший свою царскую персону, повелел установить собственную статую и требовал от иудеев жертвоприношения ей.
Солдаты имперского войска следили за тем, чтобы к идолослужению приобщались не только жители Иерусалима, но все евреи без исключения. Воины Антиоха обходили с жесткой инспекцией иудейские селения, зашли они, согласно библейской книге Маккавеев, и в деревню Модиин. Именно здесь началось вооруженное сопротивление иудеев религиозной экспансии эллинов. Восстание возглавил священник Маттафия Хасмоней и его сыновья, прозванные за свою решимость Маккавеями — от слова «молот» на еврейском языке. В 164 году до Рождества Христова сподвижникам Хасмонеев удалось освободить Иерусалим, а еще восемнадцать лет спустя Иудея обрела свободу. Она оставалась независимым государством вплоть до захвата римлянами в 63 году до Рождения Спасителя.
Ученые неоднократно пытались установить местонахождение родины Маккавеев — упомянутой в Священном писании деревни Модиин, но безуспешно. Чтобы увековечить библейское название, в 1993 году в Центральном округе Израиля, между Иерусалимом и Тель-Авивом был основан город Модиин. По мнению одних историков, его географическое положение соответствовало месту древнего поселения, другие настаивали на том, что совпадение здесь весьма условное. Летом 2016 года археологов Израильского управления древностей, работавших в районе современного Модиина под управлением профессора Авраама Тендлера, ждала находка, напомнившая о царстве Хасмонеев.
Комментарий эксперта:
Раскопки проводились в связи со строительством нового района молодого города. Исследуя развалины древней сельскохозяйственной усадьбы, в трещине камня в одной из стен археологи обнаружили клад, состоящий из множества древних монет. Наибольшее внимание учёных привлекли серебряные тетрадрахмы и дидрахмы, выпущенные в период со сто тридцать шестого по сто двадцать четвертый год до нашей эры. В это время в империи Селевкидов царствовал Антиох Седьмой. Он предпринял попытку вновь завладеть освобождённой Маккавеями Иудеей. Согласно еврейскому преданию, после осады Иерусалима, царь из династии Хасмонеев Иоанн Гиркан вскрыл гробницу пророка Давида, чтобы взять золото и серебро, которые в ней хранились, и откупиться им от агрессоров. Вполне допустимо, что серебро из гробницы пророка пошло на изготовление тетрадрахм с изображением Антиоха Седьмого — возможно, и тех самых, что были обнаружены в Модиине в 2016 году.
По словам главы отдела монет Управления древностей, Дональда Ариэля, найденный археологами набор денег не случаен — это, вне всяких сомнений, продуманная древним собирателем коллекция. Так, серебряные тетрадрахмы с изображением Антиоха Седьмого печатались Селевкидами на протяжении десятка лет, и клад содержит по одному или два образца чеканки каждого выпуска.
Найденный в Модиине древний клад поведал ученым еще кое-что о своем хозяине.
Комментарий эксперта:
Кроме серебряных тетрадрахм, модиинский клад включал в себя медные монеты, выпущенные в Иудее во время правления династии Хасмонеев. Малая ценность этих денег восполнялась тем, что они более ста лет оставались символом независимости еврейского государства. Самыми поздними монетами, сокрытыми в Модиине, оказались выпущенные в Иудее во второй половине первого века, во время восстания против римского владычества. Надо полагать, что участник этого восстания и создал коллекцию денег, представляющую собой образный рассказ об истории двух веков родины. Оставляя свое жилище под натиском римских правительственных войск, он успел спрятать сокровище, ставшее настоящим посланием для потомков.
Еврейский народ на протяжении многих веков оставался единственной связующей нитью между Творцом и человечеством. Насильственная эллинизация иудеев во время правления Селевкидов могла обернуться утратой этой животворящей связи. Благодаря Маккавеям вера в Единого Бога сохранилась, и из ее недр родилась Дева, способная в своей чистоте вместить Бога, стать Матерью Спасителя Иисуса Христа. Однако соотечественники Богочеловека не смогли принять величие Его миссии. Они желали видеть в Нем лишь освободителя от римского владычества и разочаровались в своих земных надеждах. Христос был распят и воскрес, открыв для людей путь в Небесное Царство. Иерусалимский храм, по пророчеству Спасителя, был разрушен, а иудейский народ покинул свои земли. Рассказ об этих событиях удивительным образом оказался запечатлен в собрании монет, найденном на раскопках в современном городе с древним названием. И хотя клад не стал доказательством точного местонахождения библейского Модиина, он отобразил историю, вершившуюся в течение нескольких веков на иудейской земле, в том числе и на родине Маккавеев.
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.
6 мая. Об иконографии святого Великомученика Георгия Победоносца
Сегодня 6 мая. День памяти Великомученика Георгия Победоносца.
Об иконографии святого, — священник Августин Соколовски.