
Жили-были муж и жена, и родилось у них тринадцать сыновей. Выросли сыновья. Отец и мать нашли им невест и сыграли сразу тринадцать свадеб.
Прошло время, и у каждого из тринадцати братьев тоже родилось по тринадцати сыновей. А когда пришла пора их женить, сыграли сразу шестьдесят девять свадеб.
В семье старика и старухи стало так много людей, как в большом селении. Всего у них много: отары овец и коз, стада коров, буйволов и лошадей, а индеек, гусей, кур и уток вовсе без счету.
Дружно они жили, да только начался из-за одной сварливой невестки в большой семье разлад. Раньше всё было общим, а теперь только и слышно: «Это моё», «Это мой конь, не трогай его», «Кто выдоил мою корову?». Каждый норовит добро в свой сундук спрятать, каждый кормит и ласкает только своего ребенка, а других не замечает.
Тяжело видеть это старику, самому старшему в семье, да что же делать?
Однажды зимним утром проснулся старик раньше всех, поглядел в окно, и видит: от дома к лесу чьи-то следы ведут. Удивился старик: кто бы это мог быть? Несколько дней пурга была, никто из его родных из дома не выходил.
Накинул старик на плечи тулуп, взял в руки топор и пошёл по следам в дремучий лес. Следы довели его до высокого орехового дерева. Слышит старик — в дупле вроде как кто-то шевелится и тяжко вздыхает.
— А ну-ка выходи, покажись, не то дерево срублю, — сказал старик и услышал в ответ:
— Не могу. Мне нельзя людям на глаза показываться.
— Тогда хотя бы назовись: кто ты?
— Я — Общее Счастье твоей семьи, — донеслось из дупла.
— Почему же ты в лесу прячешься?
— Нет мне в твоём доме больше места. Никто в твоей семье больше обо мне не думает, никто со мной не считается, все позабыли про Общее Счастье.
— Твоя правда, — согласился старик. — Каждый думает только о себе. Но ты всё же уважь меня, вернись обратно.
— Вернуться не могу, но тебя уважу: дам каждому из твоих домочадцев то, что они у меня попросят. Пусть только каждый просит что-нибудь одно.
Вернулся старик домой, собрал всю свою многочисленную семью и рассказал о встрече в лесу. Все наперебой стали просьбы свои говорить. Один хочет получить быка, другой — коня, третий — оружие.
Только самый младший праправнук в семье старика молчал, дожидаясь своей очереди, а потом прошептал еле слышно:
— Пусть Счастье даст нам любовь друг к другу.
Этот малыш единственный из всех попросил чего-то не для себя, а для всей семьи. И Общее Счастье вернулось в дом старика.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 118 зач., XV, 17-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что сделать для того, чтобы не тратить время своей жизни впустую? Чтобы та работа, которую мы выполняем, не была тщетной, а результаты нашего труда были максимально полезными и долговечными? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,
18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,
19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.
22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.
23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам,
24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
«Я всего лишь орудие в руках Бога, всё, что я сделал для проповеди Евангелия, на самом деле совершено силою Иисуса Христа» — так говорит о себе апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке. В чём же тогда была заслуга апостола? А в том, что он предоставил себя Богу целиком и безусловно. Он выразил готовность действовать так, чтобы о Христе узнало как можно больше людей. Более того, он начал совершать конкретные поступки для того, чтобы воплотить этот план в жизнь.
При этом мы видим, что Павел — не безвольная марионетка в руках Творца. Бог не даёт ему конкретные инструкции, которые апостол должен совершить против своей воли. Господь предоставляет ему полную свободу действий. Вот и сегодня мы видим, как Павел делится с адресатами своими планами. У него есть горячее желание идти с проповедью в Испанию. В то время этот регион переживал свой рассвет. Поэты Лукан и Марциал, выдающийся ритор и учитель красноречия Квинтилиан, великий философ-стоик Сенека — все они были испанцами. Вероятно, апостол представлял себе, что проповедь в этой стране принесёт христианской Церкви огромную пользу. И действительно, со временем Испания стала одним из оплотов веры Христовой.
Посетил ли апостол Испанию или нет, неизвестно. Существуют разные точки зрения на эту тему. Однако если следовать Писанию, его планам не было суждено сбыться. В Иерусалиме, куда он направлялся, началась та цепочка событий, которая в итоге привела к аресту апостола, его отправке в Рим, а там к его длительному заключению и мученической смерти. Иными словами, у Бога были другие планы.
Для нас всё это может послужить прекрасной иллюстрацией того, что великие события происходят тогда, когда человек, подобно апостолу Павлу, полностью отдаёт себя в распоряжение Божие. В нашем случае — проявляет желание и готовность на ежедневной основе искать волю Бога и во всех своих делах воплощать евангельские заповеди по отношению к окружающим людям. Одним словом, мы перестаём думать, что мы можем сделать для себя, но больше начинаем заботится о том, что Бог может сделать через нас для других. Сумеем ли мы при таком подходе воплотить в жизнь всё, что задумали? Не обязательно. Но лишь одно можно сказать наверняка. Всё то, что мы сделаем с мыслью о Творце, будет добротно и надёжно. Всё это послужит на пользу нам и тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия В.С. Соловьева». Алексей Козырев

У нас в студии был декан философского факультета МГУ Алексей Козырев.
Мы говорили о русском религиозном мыслителе 19го века Владимире Сергеевиче Соловьёве, в частности о его размышлениях о любви, Богочеловечестве Иисуса Христа и об Апокалипсисе.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Священномученик Вениамин Петроградский». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о судьбе и служении священномученика митрополита Вениамина Петроградского, арестованного и расстрелянного в 1922 году.
Владыка Вениамин был одним из ярчайших и самых уважаемых церковнослужителей Русской Православной Церкви в начале 20-го века. Он пользовался огромным авторитетом даже среди рабочих, не раз встававших на его защиту перед новой советской властью. Владыка Вениамин активно участвовал в организации сбора помощи голодающим, много делал на благо Церкви и людей в то непростое время. Но всё равно, по доносу он был арестован и расстрелян.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер