Евр., 307 зач., III, 1-4.
1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, 2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, 4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
О значимости пророка и боговидца Моисея в израильской культуре и религии говорить очень непросто, потому что он был непререкаемым авторитетом, ссылка на Моисея прекращала любую дискуссию. В каком-то смысле, можно поставить знак равенства между Израилем как народом и Моисеем. Без Моисея нет Израиля. Так думали, так ощущали и так осознавали самих себя современники Христа Спасителя, равно как и современники апостола Павла. Одна из стоявших перед апостолом проблем была в том, чтобы своим братьям евреям доказать превосходство Христа над Моисеем. Апостол делает акцент на том, что Христос — Бог, а Моисей — великий и даже величайший, но пророк, который не обладал собственной силой и властью, все что он сказал и сделал — было от Бога. Бог поставил Моисея распорядителем в доме Израильском. Бог источник величия Моисея. Как, собственно, и любого другого человека.
Апостол Павел призывает уразуметь «Посланника и Первосвященника исповедания нашего». Если обратиться к греческому тексту, то там на месте слов «Посланника и Первосвященника» будет стоять не менее привычные нашему уху слова «Апостола и Архиерея». Здесь Павел называет Христа Апостолом, Посланником в том смысле, что Бог послал Христа для спасения людей. Уместно будет вспомнить слова Самого Христа, зафиксированные в Евангелии от Иоанна: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). То есть апостол Павел лишь напоминает своим адресатам о том, Кто есть Христос. Он Посланник, больший Моисея. Смысл же именования Христа Архиереем в этом апостольском отрывке виден из той же самой цитаты Евангелия от Иоанна: Христос ходатай перед Богом за людей. До Него ходатаем был брат Моисея и установитель ветхозаветного священства — Аарон. Второго, равного Христу, предстателя и ходатая нет, не было и быть не может. Он — Воплотившийся Бог, Он знает, что такое быть человеком, знает на Своем собственном опыте не только все возможные физические сложности, но знает и душу человека, Он Тот, Кто все испытал и пережил Сам. Он и только Он может свидетельствовать о всей многогранной сложности человеческой жизни, и Он же может нас понять и простить. Так, как понять другого может лишь тот, кто имеет схожий опыт и образ жизни. Том, кто не знает, что такое, к примеру, быть врачом, никогда не сможет в полной мере понять беды и радости людей, избравших для себя этот путь. Любая попытка проникнуть в суть проблемы будет только интеллектуальной, но не сердечной. Христос же стал Человеком, Он знает и понимает, а потому Его ходатайство перед Богом-Отцом — это не суд, а защита. Об этом призывает помнить апостол Павел в сегодняшнем кратком отрывке Послания к Евреям. Для народа Израиля это совершенно новые мысли, им необходимо было время и силы для того, чтобы поставить над Моисеем еще кого-то, особенно Того, Кого они знали и помнили, Кто жил среди них, Кто не был, в отличие от Моисея, в то время окружен ореолом многовековой славы и легенд.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.