
«Лично для меня большое облегчение знать, что я не буду королем»
Стать королем в эпоху, когда радио начинает играть главную роль в распространении информации — это ли не проблема для человека, страдающего заиканием? Именно так воспринимал своё положение наследник британского престола, герцог Йоркский Альберт. Провалив выступление на закрытии имперской выставки на стадионе «Уэмбли» в 1925 году, его высочество благодарит Бога, что от трона его отделяет старший брат Эдуард. Однако, высокородному заике всё-таки предстоит надеть корону. Этот подлинный исторический сюжет, полный психологического драматизма, британский кинорежиссер Том Хупер взял за основу своего фильма «Король говорит».
В 2010 году картина была номинирована на премию «Оскар» в двенадцати категориях и получила четыре статуэтки. Высокой награды заслуженно удостоился и Колин Фёрт, сыгравший принца Альберта. Актёр держит зрителя в напряжении, заставляя сопереживать своему герою, заключённому в тиски недуга. Наблюдая на экране его терзания, ты готов поверить, что болезнь неизлечима. И тут на экране появляется новый персонаж — австралийский актёр-неудачник, логопед-самоучка Лайонел Лог. Подход этого странного врача к лечению шокирует принца.
«А лечение начать вы не намерены, доктор Лог?»
«Если только вы заинтересованы в лечении. Зовите меня Лайонел».
«Нет, предпочитаю «доктор».
«А я предпочитаю „Лайонел“ . Как я должен к вам обращаться?»
«Ваше высочество. И сэр после».
«Чересчур официально. Я предпочитаю имена».
«Принц Альберт Фредерик Артур Георг»
«Как вам „Берти“?»
«Только в семье меня так зовут».
«Прекрасно. Здесь полезнее быть в равном положении».
В равном положении с принцем Альбертом Лайонел Лог вовсе не искал выгоды для себя. Логопед обладал внутренней свободой, которая позволяет видеть в любом человеке не носителя званий и чинов, а просто живое существо, страдающее и нуждающееся в помощи. Своему именитому пациенту доктор Лог предложил те же методы лечения, что и всем остальным — дыхательные и физические упражнения, скороговорки. Но самыми целительными средствами для Альберта оказалась бескорыстие доктора, его дерзновенная смелость, готовность терпеть и прощать. Лайонел не просто вылечил принца от заикания. Благодаря дружбе с доктором Логом Альберт взошёл на престол другим человеком — сильным, великодушным. И когда в 1939 году для молодого короля, принявшего при коронации имя Георг Шестой, настал час сообщить народу о войне с фашистами, его воодушевляющие слова дошли до каждого сердца.
«Я прошу всех сохранять единство, и выдержку, и спокойствие в этот час испытаний. Задача эта нелегка. Впереди у нас горькие дни. И война сейчас выйдет далеко за поля сражений. Но мы должны поступить так, как считаем правильным. И благоговейно вручить нашу судьбу в руки Господа».
Умение вручить судьбу в руки Господа — это добродетель, именуемая смирением. Только человек, обладающий ею, видит корень своих недостатков, и, с Божьей помощью, преодолевает их. Только смиренный берет в руки жезл власти не ради себя, но ради соотечественников. Или восходит на свою Голгофу — как двоюродный дядя Альберта, российский император Николай Второй. Это родство невольно вспоминаешь, глядя на экран.
Том Хупер в своем фильме дал нам возможность проследить, как Георг Шестой постепенно обретает смирение. Оставив заботу о себе, он принимает ответственность за родину. Король ставит шах и мат своим эгоистическим комплексам. Король говорит!
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер