
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как мы помним в коринфской общине назрели серьезные проблемы: ее представители сгруппировались вокруг отдельных харизматичных лидеров, организовали партии, что имело своими последствиями конкуренцию и вызвало опасность раскола. В связи с этим апостола Павел и пишет им свое послание, в котором призывает помнить, что все они, несмотря на свои предпочтения, должны быть едины во Христе. Именно Он отдал за них Свою жизнь. Главной скрепой церковного организма, союза между всеми его членами, является не юридический договор, не эффективно организованная административная структура, не идеология, а любовь, которая по словам Самого Спасителя должна быть отличительной чертой и признаком подлинной христианской жизни. А настоящая любовь не терпит эгоизма. Для нее совершенно чужды такие понятия, как «мое» и «твое». Она всегда жертвенна. Подобная жертвенность требует мужества, веры и твердости в своих поступках, к чему и призывает апостол своих адресатов.
Подобная любовь, по мысли апостола, должна лежать не только в основе отдельно взятой христианской общины. Ей обусловлено единство всей Церкви. Поэтому для Павла не существует особого коринфского христианства, христианства римского, иерусалимского или какого-то еще. Как он говорит в другом своем послании, во Христе нет ни грека, ни иудея, ни варвара, ни скифа. Все это одна большая семья. Поэтому он и передает коринфским христианам приветствия от церквей Асии, а это ни много ни мало, семь крупных общин, которые находились на территории Малой Азии: в Ефессе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Также он приветствует коринфских христиан от лица Акиллы и Прискиллы, которые были представителями римской общины. Таким образом он словно показывает, что коринфяне — члены большой семьи. Все это еще раз подчеркивает главную идею апостола: духу подлинного христианства противна идея местечковости, замкнутости на себе самом, закрытости и обособленности по национальному или какому-то еще признаку. Христианин открыт окружающим, а тем более, своим братьям во Христе.
Подобный принцип жизни, по мысли апостола Павла, настолько отражает сущность христианства, настолько связан с подвигом и учением Спасителя, что всякий из последователей Христа, кто своими словами или действиями отвергает его, подвержен анафеме, то есть проклятию, поскольку подрывает в основах то, что сделал Бог на земле. Поэтому всякий, кто, руководствуясь личными амбиция, решился на этот шаг, должен помнить: маран-афа. В переводе с арамейского это означает «Господь наш идет». Идет, чтобы вершить суд на земле. И все же, несмотря на это последнее грозное предостережение, которое обращено через толщу времен и ко всем нам, последние слова апостола — слова о благодати и любви, которые он дарит нам, а мы в меру своей открытости способны подарить окружающим нас людям.
11 декабря. О духовных учителях

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего».
Об учениках Христа — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь произносит эти слова, обращая их к Своим ученикам — к апостолам. Просто так ученик не сможет никогда стать выше своего учителя. Чтобы быть наравне с учителем, чтобы взять на себя подвиг и жребий апостольства, сами апостолы должны были трудиться и совершенствоваться в вере, молитве.
И в День Пятидесятницы апостолы получат тот самый дар Духа, который сделает их — простых галилейских рыбаков — способными перевернуть весь мир. И мы увидим, как ученики Христовы будут достойными того, чтобы дойти до края земли с проповедью Христова Евангелия. Мы с вами также являемся продолжателями дела апостолов. И стремясь к христианскому совершенству, мы должны помнить, что труд, молитва в духовной жизни, добрые дела — это неотъемлемая часть всего того, что заповедал нам Христос Спаситель.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О том, как распоряжаться богатством

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого».
О борьбе с соблазнами богатства — священник Николай Дубинин.
И в I, и в XXI веке человек, по сути, не меняется. Все наши страсти и пороки, они, наверное, одинаковы во все времена. Именно поэтому апостол Павел, знаток человеческой души, советует апостолу Тимофею. Он говорит: «Богатых христиан, богатых учеников Христовых увещевай полагаться не на богатство, а на Бога, и чтобы они не возвеличивали сами себя над другими».
Действительно, когда человек материально обеспечен, он имеет большой соблазн «поднимать, что называется, главу над ближними», превозноситься, иными словами, и вот эта надежда на свои материальные блага, на свою какую-то важность, значимость большим соблазном для таких людей может стать.
Поэтому каждый христианин, например, который какую-то руководящую должность занимает или имеет обеспеченность финансовую, должен бороться с этими наклонностями. И лучшее средство борьбы — это помощь ближнему, как раз внимательно осматриваясь вокруг, находить тех людей, которые нуждаются в твоей помощи, и помогать им. Вот тогда этот человек будет служить Богу своим богатством, ну и ближнему, конечно, тоже.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О наставлениях Священномученика Серафима (Чичагова)
Сегодня 11 декабря. День памяти Священномученика Серафима (Чичагова), митрополита, пострадавшего за Христа в 1937 году.
О его наставлениях — игумен Назарий Рыпин.
Священномученик Серафим Чичагов говорит о том, что оскорбления других до́лжно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не нас касались. Здесь речь не о том, чтобы быть равнодушным ко всем и с неким пренебрежением к кому-либо относиться.
Как у Иоанна Лествичника есть такой пример, когда один монах, которого он спросил: «А как тытерпишь поношения от братии?» Он говорит: «А что, они, как псы, лают, на них внимание обращать?». Конечно же, не об этом речь, а о том, чтобы не включать свои эмоции, чтобы иметь смирение и принимать какие-либо оскорбления других с надеждой, упованием на Бога. Иногда, принимая как должное за наши грехи, безусловно, тогда это будет полезное для нас отношение. Тогда они действительно не будут нас касаться, как говорит священномученик.
И поэтому важно в скорбях обращаться к Богу, молиться о собственных грехах, чтобы Господь дал нам потерпеть за наши немощи и грехи, и за обидчиков, оскорбляющих нас, тоже помолиться, чтобы Господь дал им разум, дал исцеление и не дал им погибнуть во мраке их собственных страстей и заблуждений, порой которые проявляются в этих оскорблениях в наш адрес.
Все выпуски программы Актуальная тема











