
1 Кор., 125 зач. (от полу), I, 26-29.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- 29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Иногда людям кажется, что став и верующими, они будут вынуждены отказаться от обычной жизни, все время проводить в храме, не иметь семьи и всего, что ассоциируется у них с обычной жизнью. Придумав себе такой образ церковности, люди понимают, что не готовы к подвигу и поэтому, даже думать всерьез о христианстве не готовы.
На самом же деле, Бог сотворил мир и все, что в нем, не для того, чтобы его отвергнуть. Тварный мир хорош, это одна из важнейших идей, которые христианство принесло в мир. В свою очередь это значит, что дело не в отвержении тварного мира, а в том, как мы расставляем акценты, как выстраиваем с ним отношения. Иерархия ценностей может быть разной, для кого-то важнее Бог, для кого-то мир, кому-то важнее всего он сам.
Язычество, которое господствовало в римской империи делало акцент на комфортной земной жизни. В центре такого мировоззрения человек, его желания и стремления. В центре христианского мировоззрения тоже человек, только не такой, каким он хочет быть, но такой каким задумал его Бог. Идеалом, который воплотил в Себе весь замысел Божий — является Иисус Христос.
Разницу между язычеством и христианством можно было бы проиллюстрировать так: первое похоже на то, как если бы ценности и цели жизни создавал капризный ребенок. Сегодня ему хочется одного, завтра другого, он требователен, жесток, часто фантазирует и не сильно задумывается о том, к чему приведут его капризы. Второе похоже на то, как если бы ценности и цели создавал мудрый и просвещенный взрослый. Так например, язычество стремилось к комфорту. Но и христианство на самом деле не против комфорта, оно против комфорта любой ценой, комфорта за счёт или вопреки ближнему. Христос не горилл, что алкать и жаждать — это хорошо, Он говорил, что алчущие и жаждущие насытятся. Насытятся в Царствии небесном. Ни в одной молитве христиане не просят себе страданий и не стремятся к ним, в то время как о жизни мирной и безмятежной молятся нередко.
Конечно, не все христиане были из язычников, были и те, кто вышел из иудеев. Однако, и те, и другие не чувствовали радости и удовлетворения от своей веры и искали чего-то большего. Мирская мудрость не находила выхода из тупика эгоизма, тщеславия, стремления к успеху несмотря ни на что... В то время как христианство, со своим стремлением к общению всех в любви и взаимном служении открывало новые грани человеческой жизни. Язычники поражались их любви и преданности, которые для многих оказались решающими в выборе пути.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к коринфянам, для того, чтобы поддержать их, и показать им, почему из Бог избирает именно их, ведь они самые простые люди, в глазах человеческих мало что значащие. Многие из них не мудрые с мирской точки зрения, не знатные, немощные... Но в том то и дело, но путь, который предлагает Христос — это не обычный путь к земному успеху, это путь к совершенству. Нет тех, кто способен достичь его самостоятельно, но есть те, кто очень самоуверенны. Они вступают на этот путь, заблуждаются и пропадают. Напротив, те, кто способен увидеть свою внутреннюю немощь и обратиться за помощью к Богу, проходят этот путь вместе с Ним, приобретают гораздо большие силы, открывают для себя путь не к временному успеху, но к подлинному человеческому счастью.
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..