Козьмодемьянск – центр Горномарийского района республики Марий Эл, культурная столица горных марийцев. Город очень живописен – он стоит на высоком берегу и с трех сторон окружен водами Чебоксарского водохранилища.
Из самоего названия – Козьмодемьянск – уже можно понять, что этот городок, основанный в 1583 году, связан с именами святых Козьмы и Дамиана. Согласно легенде город основан царем Иваном Грозным. После победы над Казанским ханством он возвращался в Москву и остановился на высоком холме как раз в день памяти святых Козьмы и Дамиана. Здесь по указу царя и был основан город.
В 1696 году козьмодемьянские стрельцы участвовали в Азовских походах Петра I. По возвращении на родину они поставили часовню, которая ныне носит название Стрелецкой и является одной из достопримечательностей города.
Среди остальных достопримечательностей стоит упомянуть музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера – здесь считается, что именно Козьмодемьянск стал прототипом города Васюки в знаменитом романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Поэтому тут проходят фестивали сатиры и юмора под названием «Бендериада» и множество интересных выставок.
Здесь же находится «Малая Третьяковка на Волге» - так называют местный художественно-исторический музей. Это одна из старейших картинных галерей в Поволжье, основанная в 1919 г. Ее собрание включает работы знаменитых живописцев с начала XIX века.
Отсюда, из Козьмодемьянска, родом и советский композитор Андрей Эшпай – среди прочего, автор музыки более чем к полусотне советских фильмов. Все их перечислить не получится. Но упомянем хотя бы один – «Адъютант его превосходительства».
Стоя на излучине Волги - «главной улицы России», - Козьмодемьянск находился на пересечении главных дорог государства, что способствовало развитию торговли и ремесел. А главным украшением города были храмы.
Семь церквей, одна краше другой, устремляли к небу свои золоченые маковки: Богоявленская, Тихвинская, Успенская, Свято-Троицкая, Смоленский собор, Свято-Троицкий женский монастырь и Старообрядческая церковь.
Козьмодемьянские храмы стояли тесно – в пяти-десяти минутах ходьбы один от друго. В 1898 году посетивший город Архиепископ Казанский и Свияжский преосвященнейший Арсений отметил, что Козьмодемьянск находится под особым покровом Богоматери: «Этот соборный храм - во имя Смоленской иконы Божией Матери, там – во имя Тихвинской иконы Божией Матери, там - во имя Успения Божией Матери».
Увы! В начале двадцатых годов закрыли Свято-Троицкий женский монастырь. В тридцатые годы уничтожили Богоявленскую и Успенскую церкви. В Тихвинской церкви разместился пивоваренный завод. Свято-Троицкий храм закрыли в 1938 году. Смоленский собор был закрыт для верующих, но в начале тридцатых в нем разместился краеведческий музей – это его и спасло.
В конце восьмидесятых стали возрождать Свято-Троицкую церковь. Затем началась реставрация Смоленского собора. В 2000-м была восстановлена Старообрядческая церковь. В 2011 году началось возрождение храма Тихвинской иконы Божией Матери.
Так что, хоть и не в прежнем виде и количестве, но все-таки – туристов в Козьмодемьянске уже сейчас вновь встречают святые храмы.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.