
Рим., 113 зач., XIV, 6-9.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Слова апостола Павла — это своеобразный гимн свободе в религиозном благочестии. Сегодня нам очень сложно прочувствовать, насколько пёстрым, разнообразным, непривычным для нашего взгляда был ранний христианский мир. Ещё не было соборных постановлений, ещё не формализовался свод церковных канонов — и каждая община жила достаточно автономно. Да, в главном все были едины — в вере в Иисуса, умершего за людей и воскресшего — но вот каким образом выражать свою любовь к Нему, каким путём следовать по Его заповедям — отличалось очень сильно.
В Римской общине для одних употребление мяса и вина воспринималось как непозволительная вольность. Другие же, напротив, ничего греховного в этих продуктах — Богом благословлённых в пищу — не видели. Одни выделяли определенные дни недели для поста — другим эта идея ограничения свободы в питании решительно не нравилась. По-человечески, здесь была уже готова почва для столкновения интересов и разжигания конфликтов. Каждая из сторон обращалась к авторитету апостола, чтобы заручиться его поддержкой и тем самым посрамить другую сторону. Но что же делает Павел? Он отказывается играть в человеческие, греховные игры и поднимается над этим надуманным противостоянием. Для него мир совести каждого конкретного человека гораздо важнее любых, даже самых благочестивых, предписаний. Тебя смущает есть мясо? Пожалуйста, не ешь! Только, пожалуйста, не думай, что это тебя делает каким-то исключительным! А для другого употребление мяса в пищу — повод поблагодарить Бога за вкусный ароматный кусок — прекрасно, хвала Всевышнему! Только, пожалуйста, не смотри с презрением и жалостью на того, кто ест одни сырые овощи! Нет никакой разницы, что есть — или не есть, когда есть — или не есть! Главное — в другом: кто адресат наших помыслов, наших чувств, наших устремлений? Ты — сам, единственный любимый — или же Господь? Апостол утверждает важнейший христианский принцип: нет никакой «идеальной формы» благочестия, которая способна сама по себе, вне зависимости от внутренних мотивов человека, сделать его близким к Богу. Но он утверждает и нечто ещё более невероятное: нет в этом мире никаких «форм», в которых служение Богу было бы невозможным! И за станком, и за дирижёрским пультом, и с шваброй и половой тряпкой в квартире можно служить Богу — и делать это вдохновенно, сонастроенно Божественному течению жизни — а не вынужденно, проклиная свою горькую долю! Потому что в любом деле — где есть живой человек — там же рядом присутствует и ради него Умерший и Воскресший Господь!
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема