
Семейные советы
Интересоваться делами ребенка — это правильно и, более того, необходимо. Но есть вопросы, которые лучше не задавать. Когда я работала воспитателем в детском саду, обратила внимание, что лидером родительских вопросов, когда они забирают ребенка из детского сада, является вопрос «Как он сегодня ел?» Вопрос часто задается с тревогой в голосе и в присутствии ребенка, который в этот момент, по мнению некоторых родителей, должен почувствовать вину или гордость в зависимости от того, съел ли он сегодня суп, котлету и кашу... Отвечать мне в таких случаях хотелось цитатами известного доктора Комаровского: «Ребенок лучше знает, когда и сколько ему надо есть» и «Единственное „лекарство“, решающее проблему избирательного аппетита, — это чувство голода». Не спрашивайте: «Что ты сегодня ел?» Лучше спросите: «Что сегодня было самым интересным?»
Так же рекомендую отказаться от регулярного вопроса: «Тебя сегодня никто не обижал?» Сам вопрос уже содержит посыл ребенку, что среда детского сада враждебна и нужно ожидать, что в любой момент могут обидеть. Ребенок напрягается, старается разглядеть в поведении других детей угрозу. Может даже начать провоцировать своим поведением других ребят, чтобы те его «обидели» и было о чем рассказать маме. Ведь она, как всегда, вечером спросит: «Тебя не обижали?» Спросите лучше: «С кем ты сегодня играл?» Искренне интересуйтесь, как прошел день у вашего малыша. О неприятностях, если они произойдут, он расскажет сам, без наводящего вопроса.
Лидер родительских вопросов, адресованных школьнику: «Что ты сегодня получил?» Ожидаемый ответ — перечисление количества пятерок, четверок, троек или двоек. Печально, если на этом диалог закончится. Как будто это самое важное. Кроме отметок, ребенок получает опыт, эмоции, впечатления, улыбки, синяки и шишки... Спросите его: «Чему ты научился? Что нового узнал? Что было самым интересным? Что самым трудным?» И мой любимый вопрос: «А если бы прожить день заново, что бы ты поменял в своем поведении?» Так вы не только получите больше информации о ребенке, но и научите его анализировать свои ошибки, подводить итоги.
Еще пример не самого удачного вопроса: «Как успехи?» Казалось бы, совсем безобидный вопрос. Но он может породить раздражение у ребенка и желание уйти от разговора. Потому что успехи бывают не каждый день, а вопрос рождает ощущение, что родителям непременно нужна успешность... В итоге может сформироваться внутреннее убеждение, что делиться можно только достижениями. А ведь более важно, если ребенок делится с родителями ещё и трудностями, разочарованиями, обидами
Когда родители при ребенке спрашивают друг у друга «Как дела?», не стоит ограничиваться дежурной фразой «нормально». Иначе он решит, что так правильно и тоже будет реагировать на ваш вопрос о делах пустой отговоркой. «Всё нормально» — такой ответ подходит для формального общения. Для близкого общения нужны подробности. Оставайтесь друг для друга близкими людьми.
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди











